Направления педагогической психологии


Направления педагогической психологии

Определение ведущих направлений в педагогической психологии

Основные направления и подходы, оказавшие заметное влияние на формирование и развитие педагогической психологии – это:

  • гештальтпсихология;
  • ассоцианизм;
  • бихевиоризм.

Эти направления до шестидесятых годов двадцатого столетия доминировали в теоретическом аспекте обучающего и воспитательного процесса. Так или иначе влияют они и на частные теории современного развития педагогической психологии.

Замечание 1

Данные направления являются приложениями определенных течений общей психологической науки применительно к педагогической практической деятельности. Такие теории выработала не сама школьная практика - создавались они по ходу общепсихологических исследований по научению человека (а также и животных).

Основные направления

Ассоциативная психология. Ассоциативной психологией (середина восемнадцатого столетия Гартли Д. и до окончания девятнадцатого века Вундт В), разрабатывались виды, способы ассоциаций, как связи психической деятельности, т. е. основа психики. В процессе изучения ассоциаций, исследовались научение и специфические особенности памяти. Фундамент ассоциативного направления психики был заложен Аристотелем, он же ввел понятие "ассоциация", ее типы, разграничил два вида разума (нуса) на практический и теоретический, определил чувство удовлетворения как фактор научения.

Функциональное, прагматическое направление педагогической психологии. Прагматическое, функциональное психологическое направление Джемса У. (начало двадцатого столетия) и Дьюи Дж. (первая половина двадцатого века), акцентировали внимание на виды приспособительных реакций, адаптированность к окружающим условиям, выработку умений и привычек, активную деятельность организма.

Теория ошибок и проб в педагогической психологии. Теорию ошибок и проб Торндайка Эд. (конец девятнадцатого столетия и начало двадцатого века) также следует отнести к основным психологическим направлениям. Ученый сформулировал и исследовал важнейшие закономерности и положения научения:

  • упражнение;
  • эффект;
  • готовность.
Замечание 2

Им была разработана кривая научения и основывавшиеся на этих сведениях тесты основных достижений.

Бихевиоризм и необихевиоризм. Необходимо выделить бихевиоризм Уотсона Дж. и необихевиоризм Толмена Эд., Халла К., Газри А., Скиннера Б. (первая половина двадцатого века). Скиннером Б. была разработана концепция оперантного поведения и практика программированной обучающей деятельности. Представителями необихевиористского направления была разработана целостная концепция научения, включающая механизмы, закономерности, факты.

Исследования Гальтона Ф. в педагогической психологии. К важнейшим направлениям относятся изучения Гальтона Ф. (конец девятнадцатого столетия) сенсомоторных функций, которые заложили основы тестирования (Гальтон Ф. впервые применил метод анкетирования с оценочными шкалами), применение статистического математического метода; Кэттелл и его методика умственного тестирования до настоящего времени сохранившая свою актуальность. Интеллектуальное тестирование Бине А. и Симона Т., с вариативным индивидуальным и групповым тестированием, где активно использовался коэффициент интеллектуального совершенствования как соотношение умственного и фактического возраста. Важно, что Гальтоном Ф. были проведены первые измерения в образовательной системе. Это говорит о тесном взаимоотношении психологических разработок и образовательного процесса.

Направление психоанализа. Направление психоанализа (конец девятнадцатого столетия и весь двадцатый век), Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Эриксон, занимались разработкой категорий бессознательного, психологической защитой, исследовали комплексы, стадиальность в развитии "Я", свободу, экстраверсию-интроверсию.

Направление в гештальтпсихологии. Направление гештальтпсихологии (Вертгаймер, Келер, Коффка), исследование динамического типа поведения, теоретические особенности поля Левина К., изучение генетической эпистемологии или концепции стадиального течения интеллектуальных способностей Пиаже Ж., внесшими огромный вклад в разработку категорий мотивации, инсайта, стадиальности в интеллектуальном развитии, интериоризации.

Сущность исследований Пиаже. Операциональное положение Ж. Пиаже, с двадцатых годов двадцатого столетия, ставшее важнейшей теоретической разработкой в области развития интеллектуального знания, мыслительных способностей. Эта концепция активно разрабатывает социализацию, центрацию-децентрацию, специфичность адаптации, обратимость действий. Пиаже Ж. исследовал психику с позиции синтетического подхода.

Когнитивное направление. Когнитивной психологией шестидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века (Найссер, Бродбент, Норман, Брунер) делался акцент на:

  • знание;
  • информированность;
  • организацию семантической памяти;
  • прогнозирование;
  • прием и переработку информационных сведений;
  • процессы чтения;
  • понимания;
  • когнитивные стилевые особенности.

Гуманистическое психологическое направление. Гуманистической психологией шестидесятых-девяностых годов двадцатого века (Маслоу А., Роджерс К.) было выдвинуто положение терапии, сконцентрированной на клиенте, категория самоактуализации, пирамида (иерархия) потребностей человека, фасилитация (активизация и облегчение), которые сформировали центрированный на обучающемся гуманистический подход в обучающем процессе.

Педагогическая антропология Ушинского. Педагогической антропологией К. Д. Ушинского был утвержден воспитывающий подход обучающей деятельности, активная природа личности обучающегося. Ушинский К.Д. разработал категории метода и содержания обучающего процесса, что заложило основу для всего развития отечественной педагогической психологии.

Исследования Выготского и его учеников. Культурно-исторической теорией Выготского, теорией развития психики, мыслительной деятельности, речевых особенностей, взаимоотношения развития и обучающей деятельности, характеристикой стадий развития, и многими другими фундаментальными концепциями были заложены основы важнейших положений педагогической психологии на современном этапе развития. В данном контексте теория деятельности Басова М. Я. и Леонтьева А. Н., общеметодологические разработки этого понятия, особенно субъектность деятельности Рубинштейна С. Л., общеинтегративное направление в изучении психики, специфика ее развития во взрослом периоде, исследование особого возрастного отрезка - студенчества Ананьевым Б. Г. повлияли на психолого-педагогическую осмысленность образовательной деятельности.

Иные направления в педагогической психологии

В середине двадцатого века было сформировано множество психологических теорий, концепций, трактовок учений. Гальперин П. Я., Богоявленский Д. Н., Эльконин Д. Б., Талызина Н. Ф., Занков Л. В., Маркова А. К., Люблинская А. А. по-новому осмыслили педагогическую практику, и в целом педагогическую психологию, разработали конкретные механизмы усвоения учебных сведений воспитанниками, исследовали память, мыслительные функции, изучили определенные стадии возрастного развития, особенности умственного процесса учащихся и их умственную одаренность, изучили психологию обучающей деятельности взрослого человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :