Личность в педагогической психологии


Личность в педагогической психологии

Проблема личности в педагогической психологии

Сложной и ключевой проблемой является проблема личности в педагогической психологии, а также личностное развитие в специальных организованных условиях. Она отличается различными аспектами, соответственно и исследуется разными научными областями: анатомией и возрастной физиологией, детской и педагогической психологией, социологией. Педагогической психологией изучаются и выявляются эффективные условия для всестороннего и гармоничного личностного развития в обучающем и воспитательном процессе.

На развитие личности индивида влияют его возрастные и индивидуальные особенности, определенно учитывающиеся в воспитательной деятельности. От возраста зависит и характер деятельности личности, особенности ее мыслительных процессов, ее запросы, интересы, социальная проявляемость.

Специфические черты личности

Личность представляет собой целостное особое образование. Когда ребенок появляется на свет, то происходит рождение человека, как биологического существа, но пока еще рано говорить о рождении личности.

Человек не становится личностью при рождении, не получает биологической гарантии личностного формирования и развития, а становится ею только со временем, в развитии (под воздействием качественных и количественных изменений организма).

Постепенно человеком обретается речь, появляется сознательность, он обрастает привычками и навыками в обращении с предметами и другими людьми, которые помогают ему стать общественным существом. Таким образом, человеком отображаются социальные отношения.

Замечание 1

Отсюда личность является социальной характеристикой человека, личность способна на самостоятельный (культуросообразный) вид социально-полезной деятельности. Развиваясь, человек постепенно раскрывает свои внутренние свойства, которые заложила в нем природа и формирует качества под влиянием жизненных явлений и воспитательной деятельности. Таким образом, проявляется двойственная сущность человека: биологическая и социальная.

Личность способна формироваться и развиваться при помощи воздействия самых различных факторов:

  • субъективных;
  • объективных;
  • общественных;
  • природных;
  • внешних;
  • внутренних;
  • зависимых;
  • независимых;
  • последовательных;
  • стихийных.

Сам человек не является пассивным существом, отображающим фотографически внешние воздействия. Он представляется субъектом собственного формирующего и развивающего процесса.

Определение 1

Личностью называют человека, который обладает устойчивыми психологическими свойствами, определяющими его социально значимые действия и поступки. Познавательная деятельность человека, его изменчивое психическое состояние не имеют отношения к личностным качествам индивида. Личность характеризуют устойчивые качества и свойства, свидетельствующие об индивидуальности данного индивида.

В то же время, личностью является социальный образ человека как субъекта общественного взаимодействия. Живя в обществе, человек может играть разные роли, в результате у него формируются определенные черты характера, манеры и реакции, склонности, убеждения, представления, которые в комплексе образуют личность.

Природные задатки в формировании и развитии личности

Личность по своей природе является биосоциальной: она располагает биологическими структурами, на основе которых способны развиваться психические функции, а также личностное начало. Различными учениями в личности выделяются сходные структуры:

  • низшие;
  • природные;
  • высшие (направленность, дух).

Тем не менее их природа и происхождение по-разному трактуются. Понятие личности утверждает: в каждой личности по-своему находят отражение социально-значимые качества, и сущность ее проявляется в совокупности общественных взаимоотношений. Личность - довольно сложная система, которая воспринимает внешние воздействия, отбирает из них определенные сведения и оказывает воздействие на окружающую среду по социально значимым программам.

Замечание 2

Самосознание, ценностные социальные взаимоотношения, ответственность за свои действия и поступки - это неотъемлемые, характерные черты личности. Следовательно, личностью не рождаются, а становятся.

Личностное развитие и формирование ее свойств является закономерным и причинно обусловленным процессом. Существуют три взаимосвязанные закономерности:

  • деятельностные;
  • возрастные;
  • социально-психологические.

В возрастной закономерности последовательно сменяются периоды: начиная с детского периода, отрочества, юности, зрелого возраста, пожилого возраста, и заканчивая старостью.

Личностное формирование

Личностное формирование является результатом воспитательного процесса, саморазвития и социализации. Формированием называется процесс становления, приобретения устойчивых способностей, качеств. Когда человек формируется как личность, на первый план выступают социальные факторы, тем не менее проявляются и биологические механизмы, потому как человек - это природное существо. Из природных задатков человека формируется характер личности, ее интересы, потребности, наклонности.

Личностное формирование является самой ответственной и серьезной проблемой индивидуального плана, жизненной проблемой, самореализацией себя в ней, личных достоинств, благополучия, успеха. В общественном смысле - это состояние и будущее благополучие общества, живущего и будущего поколения людей.

Совершенный человек в отечественной педагогической науке и педагогической психологии - это сформированная, гармонично и всесторонне развитая личность. Нет критериев, которые бы исчерпывали все возможные достоинства человека. Гармоничная и всесторонне развитая личность находится в системе комплекса достоинств.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :