Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты, механизмы и закономерности личностного становления в рамках образовательного процесса.
Педагогическая психология современная развивающаяся область профессионально-психологической деятельности, которая призвана решать актуальные образовательные проблемы. Психологическая служба в России начала формироваться в 1970 году. Эффективность обучения и воспитания повышается с помощью использования современных достижений педагогической психологии. В 1999 году было разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации».
Основная цель психологической службы образования определяется Положением как содействие в формировании развивающегося образа жизни учеников, развитию у них творческих навыков, создание позитивной мотивации к учебе, а также определение психологических причин нарушений личностного и социального развития, а также для профилактики условий, в которых подобные нарушения могут возникнуть.
Иными словами, педагогическая психология занимается исследованием не только психологических механизмов и закономерностей процессов, которые происходят в образовании, но также она и стремится к интеграции их в современную практику образования. В связи с этим предмет педагогической психологии – это механизмы, закономерности и условия, которые обеспечивают процесс формирования личности в образовательном процессе.
Педагогическая психология в качестве прикладной дисциплины, ориентируется на психологическое обеспечение образовательного процесса, чем предполагается выявление и конструирование эффективных методов работы педагога и психолога с образовательной практикой.
Педагогическая психология тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, педагогикой, психогенетикой, социальной психологией, философией и культурологией.
В ходе учебы человеком усваивается не только интеллектуальный опыт, но и другие типы опыта: нравственный, эстетический и пр. Когда речь заходит об усвоении названных типов опыта, то этот процесс – воспитание.
Таким образом, объект педагогической психологии – процесс обучения и воспитания.
В любых теориях учения объект один и тот же, но то, что изучается в этом объекте, то есть непосредственный предмет исследования, зависит напрямую от теории.
Например, бихевиоризм ограничивает предмет изучения стимулом и реакцией, то есть отдельными элементами деятельности учения. Деятельностный подход выделяет в качестве предмета исследования ориентированную часть деятельности ученика.
Основные задачи педагогической психологии:
Педагогическая психология состоит их трех разделов: психологии педагогической деятельности, психологии обучения и психологии воспитания.
Психологией педагогической деятельности исследуется структура деятельности педагога, особенности его общения и личности, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяют взаимоотношениям внутри коллектива педагогов, причины и способы снятия конфликтных ситуаций.
На сегодняшний день внимание ученых и педагогов-практиков обращено к разработке технологий, которые дают возможность обеспечения профессионального и личностного развития педагога, создавать оптимальные условия для взаимодействия их с управляющими образовательным учреждением.
Психологией обучения изучаются закономерности протекания процессов обучения, особенностей формирования учебной деятельности, ее мотивация, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль учителя в становлении творческого потенциала и позитивной Я-концепции ребенка. В рамках педагогической психологии дан психологический анализ методов и форм обучения, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, а также обеспечивают развитие психологического здоровья личности.
Психологией воспитания изучаются закономерности формирования личности на каждом из возрастных этапов, рассматривается влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, идет выявление и проектирование оптимальных способов взаимодействия участников образовательной деятельности.
Метод – это общий подход, способ исследования какой-либо проблемы.
Наблюдение – это метод целенаправленного сбора психической информации о поведении и деятельности ребенка, для последующего их анализа и наблюдения.
Эксперимент – это процесс активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемых, имеющее цель – создать условия, в которые будет включен исследуемый факт.
Задачи педагогической психологии:
Подходы к пониманию места психолога в образовании:
Функцией психолога в образовательной системе является развитие самого образования и всех образовательных субъектов, то есть ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, а также руководителей образовательного учреждения.