Задачи и методы педагогической психологии


Задачи и методы педагогической психологии

Понятие педагогической психологии

Определение 1

Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты, механизмы и закономерности личностного становления в рамках образовательного процесса.

Педагогическая психология современная развивающаяся область профессионально-психологической деятельности, которая призвана решать актуальные образовательные проблемы. Психологическая служба в России начала формироваться в 1970 году. Эффективность обучения и воспитания повышается с помощью использования современных достижений педагогической психологии. В 1999 году было разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации».

Основная цель психологической службы образования определяется Положением как содействие в формировании развивающегося образа жизни учеников, развитию у них творческих навыков, создание позитивной мотивации к учебе, а также определение психологических причин нарушений личностного и социального развития, а также для профилактики условий, в которых подобные нарушения могут возникнуть.

Иными словами, педагогическая психология занимается исследованием не только психологических механизмов и закономерностей процессов, которые происходят в образовании, но также она и стремится к интеграции их в современную практику образования. В связи с этим предмет педагогической психологии – это механизмы, закономерности и условия, которые обеспечивают процесс формирования личности в образовательном процессе.

Педагогическая психология в качестве прикладной дисциплины, ориентируется на психологическое обеспечение образовательного процесса, чем предполагается выявление и конструирование эффективных методов работы педагога и психолога с образовательной практикой.

Педагогическая психология тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, педагогикой, психогенетикой, социальной психологией, философией и культурологией.

В ходе учебы человеком усваивается не только интеллектуальный опыт, но и другие типы опыта: нравственный, эстетический и пр. Когда речь заходит об усвоении названных типов опыта, то этот процесс – воспитание.

Таким образом, объект педагогической психологии – процесс обучения и воспитания.

В любых теориях учения объект один и тот же, но то, что изучается в этом объекте, то есть непосредственный предмет исследования, зависит напрямую от теории.

Например, бихевиоризм ограничивает предмет изучения стимулом и реакцией, то есть отдельными элементами деятельности учения. Деятельностный подход выделяет в качестве предмета исследования ориентированную часть деятельности ученика.

Задачи и методы педагогической психологии

Основные задачи педагогической психологии:

  • исследовать механизмы и обеспечить условия, необходимые для полноценного психического развития учеников и формирования их личности на каждом из возрастных этапов;
  • выявить и спроектировать социально-педагогические условия, максимально способствующие личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательной деятельности;
  • создать методический инструментарий, позволяющий выявлять и прогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • изучить психологические особенности участников образовательной деятельности – родителей, учителей, администрации образовательного учреждения, а также механизмов их воздействия на ребенка.

Педагогическая психология состоит их трех разделов: психологии педагогической деятельности, психологии обучения и психологии воспитания.

Психологией педагогической деятельности исследуется структура деятельности педагога, особенности его общения и личности, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяют взаимоотношениям внутри коллектива педагогов, причины и способы снятия конфликтных ситуаций.

На сегодняшний день внимание ученых и педагогов-практиков обращено к разработке технологий, которые дают возможность обеспечения профессионального и личностного развития педагога, создавать оптимальные условия для взаимодействия их с управляющими образовательным учреждением.

Психологией обучения изучаются закономерности протекания процессов обучения, особенностей формирования учебной деятельности, ее мотивация, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль учителя в становлении творческого потенциала и позитивной Я-концепции ребенка. В рамках педагогической психологии дан психологический анализ методов и форм обучения, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, а также обеспечивают развитие психологического здоровья личности.

Психологией воспитания изучаются закономерности формирования личности на каждом из возрастных этапов, рассматривается влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, идет выявление и проектирование оптимальных способов взаимодействия участников образовательной деятельности.

Определение 2

Метод – это общий подход, способ исследования какой-либо проблемы.

Наблюдение – это метод целенаправленного сбора психической информации о поведении и деятельности ребенка, для последующего их анализа и наблюдения.

Эксперимент – это процесс активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемых, имеющее цель – создать условия, в которые будет включен исследуемый факт.

Задачи педагогической психологии:

  • разработать концептуальные подходы к деятельности психологической службы в образовании;
  • обеспечить ее эффективными методами работами;
  • создать научно обоснованную и практико-ориентированную систему подготовки психологов в образовании.

Подходы к пониманию места психолога в образовании:

  • психолог является диагностом ситуации, помогающим ребенку в выборе пути развития, подбора для него программы обучения, учитывая индивидуальные особенности;
  • психолог должен быть конфликтологом и психотерапевтом;
  • психолог выступает проектировщиком ситуации развития ребенка и целостной образовательной среды;
  • психолог отвечает за построение коммуникации в образовательной среде образовательной организации;
  • психолог отвечает за сохранение психологического здоровья детей;
  • психолог является консультантом по управлению и специалистом по развитию школы как образовательного учреждения.

Функцией психолога в образовательной системе является развитие самого образования и всех образовательных субъектов, то есть ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, а также руководителей образовательного учреждения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :