Дошкольной педагогической психологией называется отрасль психологии, которая исследует психологические аспекты воспитательного процесса ребенка с младенчества до поступления в школьное учреждение.
Дошкольная педагогическая наука непосредственно связана с психологическими науками (общей психологией, детской психологией, социальной психологией), естественными науками (анатомией, физиологией, педиатрией, гигиеной), с экономикой, математикой, кибернетикой, литературой, языкознанием.
Дошкольное детство часто ассоциируют с символизмом, потому что логическое мышление только формируется с опорой на внешние объекты. Символ является мостиком, соединяя одну реальность с другой, позволяет детям в возрасте пяти лет соединять понятие и объект. Это находит отражение в детских играх.
Многие педагоги и психологи считают игровой процесс ведущим в дошкольном периоде. Посредством игрового процесса в этом возрасте активно развиваются навыки рисования, элементарные зачатки труда, постепенно осваивается человеческое культурное наследие: изучаются и запоминаются мифы, загадки, сказки, пословицы, поговорки, предания, возникает интерес к музыкальному творчеству.
Этап с младенчества до поступления в школьное учреждение отличается стремительным физическим и психическим развитием ребенка. Этот этап является главным в развитии, так как служит фундаментом для дальнейшего приобретения разных познаний и навыков, освоения различных видов деятельности.
Отличительная возрастная особенность ребенка дошкольных лет - быстрое формирование и развитие, гибкая нервная система, что делает благоприятной воспитательную и обучающую деятельность. Дошкольники активно передают друг другу свои знания и умения. Ребенок дошкольного возраста с легкостью запоминает услышанную информацию (запоминают в том числе механически, не вдумываются в суть услышанного, даже если его не понимают). Непроизвольный тип внимания свойственен детям дошкольных лет, они постоянно отвлекаются, не могут долго быть сосредоточенными на чем-либо одном.
В качестве объекта исследования в дошкольной педагогической психологии выступает ребенок с младенчества до семилетнего возраста. Личность многогранно изменяется и трансформируется в этот период, в связи с чем возникает необходимость в выделении определенных этапов и их закономерностей. Проблематика периодизации дошкольных лет в науке активно исследовалась:
Наиболее обоснованную концепцию выдвинул Выготский, им была предложена возрастная периодизация на основе теории стабильного возраста и кризисных моментов в развитии. Основываясь на этой теории, можно обозначить конкретные возрастные этапы:
Элькониным была составлена периодизация на основании выделения социальных факторов развития и специфической возрастной деятельности:
Появление определенной деятельности связывается Элькониным с уровнями психического развития детей, с их потенциалом. Различная деятельность сменяет друг друга, обеспечивает при этом всю полноту развития.
На заключительном этапе дошкольных лет изменяется в целом личность ребенка, активно развивается самосознание. Определенные достижения психического развития могут позволить ребенку осмыслять себя в различных видах деятельности. Процесс дифференциации самооценки ребенка завершается, появляется частная и общая самооценка.
Самооценка личностная доминирует над самооценкой деятельностной, за счет этого происходит мотивирование учебной деятельности, ребенок знает, умеет и может. Устанавливается ценностное отношение к себе, осознается свой пол, ребенок с интересом планирует свое будущее и позитивно относится к себе в настоящем времени. Ребенком активно усваиваются нравственные поведенческие нормы. Возможности ребенка постепенно возрастают и могут спровоцировать появление отрицательных личностных качеств: зависти, лживости.
Причиной возникновения таких отрицательных качеств может быть неудовлетворенная потребность признания у незрелого с социальной точки зрения человека. Такая форма самоутверждения является неадекватной в дошкольном возрастном периоде. Ложь возникает в качестве компенсации отсутствия силы воли, когда ребенком осознается необходимость подчиняться определенному правилу, провозглашаемому взрослыми.
В дошкольном детстве у ребенка впервые ощущается потребность общаться со своими сверстниками. Она практически оформлена уже к пятилетнему возрасту и активно может проявиться в стремлении общаться с детьми своих лет. Таким образом, ребенок предпочитает общаться со своими сверстниками, а не со взрослыми.
Большинством ученых (Стеркина, Репина, Коломинский) освещается такой вопрос с позиции значения сверстников в психическом развитии ребенка; воздействие микроклимата коллектива малышей на формирование личных способностей и качеств ребенка; осознание его статуса для формирования самооценки.
Ребенок обращает внимание на сверстников благодаря специально организованной взрослыми совместной деятельности. Но в то же время для ребенка в таком возрасте занятия со сверстниками не являются приемлемыми без присутствия и активного участия взрослого человека.