Детская педагогическая психология получила развитие в конце девятнадцатого столетия. Любой возрастной этап, как утверждали исследователи того времени, имел определенные изменения в структуре личности. Предметом детской педагогической психологии выступает ребенок, от момента новорожденности до подросткового периода.
Процесс развития в детский период считается наиболее активным и продуктивным. На этом возрастном этапе получают развитие качества личности, влияющие во многом на дальнейшую жизнедеятельность индивида.
Детской педагогической психологией называется раздел психологической науки, отслеживающий развитие и поступательное изменение психических функций у детей, формирование их личностных качеств в обучающем и воспитательном процессе.
Важное место в детской педагогической психологии отводится изучению поведенческих характеристик ребенка в игровой деятельности, начальном обучающем процессе и разных видах труда.
Детская педагогическая психология прошла в своем развитии три этапа, и каждый этап привносил определенные новшества.
Первый этап, начавшийся в середине семнадцатого столетия, продлился до конца девятнадцатого века. Песталоцци Г. была предложена психологизация педагогической науки, поэтому данный этап называется общедидактическим. Конец данного этапа ознаменовался основными трудами Ушинского.
С конца девятнадцатого столетия и вплоть до 1950 года детская педагогическая психология является самостоятельной наукой. Внутри нее сформировалась наука о ребенке - педология, запрещенная в 1936 году после длительного шквала критики.
Третий период начинается с середины двадцатого столетия и длится по сей день. Значительные исследования и разработки в данной сфере сделаны именно на этом этапе. Скиннер Б.Ф. в 1954 году предложил программированный вид обучения, который затем был подвержен алгоритмизации.
В семидесятых-восьмидесятых годах возникает проблемный вид обучения, далее Элькониным и Давыдовым была предложена теория развивающего обучающего процесса. В настоящий момент пристально изучается поведение детей в коллективах сверстников, предлагаются новые методы воспитания и обучения трудных детей и подростков.
Д. Эльконин - советский психолог-новатор, автор оригинальных идей в детской педагогической психологии. Труды Эльконина являются краеугольным камнем теории деятельности. Свои исследования и разработки по детской педагогической психологии он проводил вместе с учениками и последователями Выготского:
Элькониным были написаны научные статьи и монографии, посвященные проблематике детства, его психодиагностике и периодизации. Изучал психологическое формирование и развитие детей в разном возрастном периоде, исследовал психологию игровой деятельности и вопросы учебного процесса школьников, занимался проблемами развития речи и обучения чтению в раннем детском возрасте.
Основной вклад Эльконина в российскую и мировую педагогическую и психологическую науку- это внедрение нового типа обучения, который носит название развивающего обучения. Некоторые статьи Эльконина были посвящены анализу концепций Выготского. В своих сочинениях Эльконин опирается на мысль о культурно-историческом развитии личности, например, восемь теоретических трудов Эльконина подробно раскрывают общие положения Выготского.
Концепцию о том, что развитие детства происходит в конкретно-историческом ключе, выдвигали Блонский и Леонтьев. По их мнению детство в разные исторические эпохи имеет различные закономерности и содержательный аспект. Исследователи утверждали, что одинакового детского периода не существует. Следовательно, очень важно понимание теории исторического развития детского возраста, опорой которой выступает история психологии, история образования, этнография.
Элькониным справедливо считалось, что любая деятельность ребенка общественна по своей природе, форме, содержанию, поэтому дети с первых минут рождения являются общественными существами. Также ученый представлял ребенка как активного субъекта в освоении и преобразовании культурных достижений человечества, которые по своей сути являются деятельностными. Посредством процесса преобразования ребенком воспроизводятся и создаются внутри себя человеческие способности и свойства. Психологическое развитие ребенка изучалось Элькониным на протяжении всей его научной деятельности.
Элькониным в процессе исследования развития ребенка были сформулированы важные принципы:
Эльконин разработал периодизацию детства, в ней он выделяет две стороны деятельности: мотивационную и познавательную. В любом процессе существуют эти две стороны, их развитие происходит неравномерно и чередуется по темпу на каждом возрастном этапе.
Эльконин на протяжении своей научной деятельности экспериментально и творчески исследовал детскую педагогическую психологию в соответствии с основными идеями Выготского. В своих работах он детально рассмотрел природу детства и его периодизацию, психологические особенности конкретного детского возраста, начиная с младенчества и заканчивая подростковым возрастом, развитие письменной и устной речи, психологию игровой деятельности, связь психического развития ребенка с его обучающей деятельностью. Ученым была обоснована точка зрения, согласно которой детский возраст является конкретно-историческим, и что психологическая особенность каждого возраста представляется исторически изменчивой.