Известным русским психологом начала двадцатого столетия, связавшим психологическую науку с педагогикой, был Лев Семенович Выготский. Выдвинутые им концепции и идеи в психологии и педагогике намного опережают время. Выготский Л.С. изучал развитие детей, при этом им были созданы новые направления в психологической педагогике: педология и коррекционная педагогика. На основании его новаторских концепций была сформирована новая демократическая школа.
Он не разработал какую-либо конкретную методику, но его теоретические исследования, наблюдения лежат в основе известных практических систем педагогов-новаторов, в частности, Эльконина Д. Б. Начатые Выготским разработки были продолжены его учениками и последователями, они же и обеспечили им практическую применяемость. В современной психологической и педагогической науке его концепции и идеи являются особенно актуальными.
Выготский Л.С. был, в первую очередь психологом. Поэтому им была выбрана такая направленность разработок:
Ученым была составлена программа, определившая его путь в психологической науке. Он хотел объяснить внутренние психические процессы индивида с позиций его контактов с окружающим миром. Ученым было предположено, что познать эти психологические процессы можно только лишь в развитии, а так как именно у детей интенсивно развивается психика, он и уделил им особое внимание
Таким образом, Выготский начинает углубленно изучать детскую психологию. Он изучает закономерности развития обычного ребенка и ребенка аномального. Так, в процессе исследования ученым был изучен не только процесс развития детей, но и воспитательная деятельность. Изучает воспитательную деятельность педагогическая наука, поэтому Выготским начаты исследования в этом направлении. Он утверждал, что каждый преподаватель в своей работе должен опираться на психологию. Отсюда в его исследованиях педагогика и психология оказываются тесно связанными. А несколько позже выделяется отдельное научное направление в социальной педагогической науке, называемое психологической педагогикой.
Исследуя педагогические аспекты, ученый увлекается новым научным направлением, которое получает название педология (совокупность знаний о детях из двух разных наук) и становится главным педологом в нашей стране. Он выдвигает концепции, которые раскрывают закономерности культурного личностного развития (речь, внимание, мышление), объясняют внутреннее психическое развитие ребенка, его отношение с окружающим миром.
Разработанные им положения в области дефектологии заложили основу коррекционной педагогической науке, практически оказывающей помощь детям с особенностями развития.
Ученый утверждал, что воспитательный процесс - это не приспособление ребенка к окружающему миру, а процесс формирования его личности, выходящей далеко за границы этой среды.
Ребенок не нуждается в воспитании извне, он должен быть подвержен процессу самовоспитания. Это становится возможным при правильной организации воспитательной деятельности. И только личный вклад ребенка может стать основой воспитательного процесса. Воспитателем должно только вестись наблюдение, и в нужные моменты он может корректно направить и отрегулировать самостоятельные действия ребенка.
Таким образом, воспитательная деятельность становится активным трехсторонним процессом:
Воспитательная деятельность тесно связана с обучающим процессом. Оба этих вида деятельности имеют коллективную направленность. На положениях коллективной воспитательной и обучающей деятельности основывалась структура нового трудового учебного учреждения, созданного Выготским и его учениками.
Трудовая школа явилась прообразом демократичного школьного учреждения, которое базируется на творческом, динамичном педагогическом сотрудничестве. Такая школа намного опередила свое время, функционировала с успехом, хотя и совершала ошибки и была несовершенной.
Основные положения Выготского Л.С. были воплощены в жизнь педагогами Блонским, Венцелем, Шацким и многими другими.
Практическая деятельность школы проверила педологическую теорию:
Единая трудовая школа просуществовала вплоть до 1936 года, затем она подверглась гонению со стороны советского режима. Таким образом, школа была перепрофилирована в обычное школьное учреждение.
Выготским была разработана новая теория по аномальному развитию ребенка, на которой в настоящее время основывается дефектология и строится вся практическая коррекционная педагогическая наука. Целью этой концепции выступает процесс социализации особого ребенка с дефектами, а не исследование самих дефектов. Это явилось в дефектологии настоящей революцией.
Выготским Л.С. была связана специальная коррекционная педагогика с педагогикой нормальных детей. Он полагал, что личность особых детей развивается и формируется точно так же, как и у детей с обычным развитием. Необходимо ребенка с аномальным развитием социально реабилитировать, и он продолжит формироваться и воспитываться в обычном русле.
Социальная педагогика Выготского Л.С. призвана была оказать помощь ребенку в снятии отрицательных социальных наслоений, вызванных дефектами. Не в конкретном дефекте заключается причина анормальности ребенка, это является лишь следствием неправильного процесса социализации.