Главной задачей ясельной педагогики является изучение закономерностей и условий воспитания детей в младенческом возрасте.
Ясельная педагогика считается довольно молодой отраслью педагогической науки. Тем не менее, значимость данной отрасли отмечена проникновением научного аппарата в тайну целенаправленного влияния на физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальную составляющие в развитии личности ребенка. Ясельная педагогика специфична в своем тесном взаимодействии с такими науками, как: физиология, медицина и психология.
Ясельная педагогика аккумулировала знания из многих источников, включая:
В общем развитии человека период раннего детства играет важную роль. Именно в раннем возрасте закладывается основа здоровья и интеллекта малыша. Уникальность этого этапа заключается также в стремительности, выражаемой в физическом и психическом развитии детей, требует особого внимания со стороны врачей, педагогов и родителей.
Опираясь на возрастную периодизацию психического развития В. Мухиной ранним возрастом считается период от одного до трех лет. Эффективность осуществления обучения и воспитания детей до 3 лет родителями определяется их индивидуальными особенностями и темпами развития.
Основными достижениями детей данной возрастной категории, что определяют развитие их психики, являются: овладение прямохождением и речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения находят проявление в активности ребенка, согласованности движений и действий, в интенсивном развитии познавательных, психических процессах, в способности к замещению предметов, развитии символических действий и использовании знаков; формах наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, а также в появлении самосознания. Н. Аксарина отмечает, что существенной особенностью периода раннего возраста считается высокая пластичность всего организма, и, прежде всего, пластичность высшей нервной и психической деятельности. Поэтому целенаправленные, систематические, воспитательные действия оказывают влияние на процесс развития и меняют поведение ребенка.
В раннем возрасте продолжается овладение ребенка прямохождением. Постепенно хождение становится более уверенным, ребенок может управлять телом без помощи взрослых, свободно и самостоятельно познавая окружающий мир. Ребенку становятся доступными многие предметы, он ориентируется в пространстве и ощущает некую степень самостоятельности. Основная потребность детей до 3 лет заключается в познании внешнего мира посредством предметной деятельности. Однако ребенку сложно понять каким образом пользоваться некоторыми предметами.
На основе ситуативно-личностной формы общения возникает потребность в предметном взаимодействии, появляется ситуативно-деловое общение, сущность которого заключается в практическом сотрудничестве ребенка со взрослым относительно его действий с предметами. Предмет предстает перед ребенком как доступная вещь не только лишь через его демонстрацию взрослым, но и благодаря манипулированию ребенка с ним. Таким образом, прямохождение и первые шаги ребенка открывают перед ним значительно более широкий охват предметного мира, изменения охватывают сферу ориентировочно-познавательной деятельности ребенка.
Ребенку становится легче управлять не только теми предметами, которые принадлежат ему, но и предметами и явлениями, касающихся взрослых, их жизни и деятельности. Речь ребенка раннего возраста развивается очень интенсивно, расширяя возможности передачи информации от него ко взрослым, что становится базой для появления в их взаимодействии другого типа отношений. В процессе усвоения способов использования предметов и средств общения продолжается развитие у ребенка сознательной сферы и различных свойств психики. Поскольку ребенок овладевает предметными действиями и его эмоциональный спектр преобразовывается в более яркий и разнообразный, его отношения со взрослыми и другими детьми существенно осложняются.
Успешное или неуспешное овладение предметной деятельностью и ее самостоятельной реализация, активное или пассивное взаимодействие со взрослыми, контроль, запрет или разрешение осуществления некоторых действий со стороны родителей, удовлетворение или игнорирование потребностей ребенка – все это может вызывать самые разные эмоции: дети радуются или капризничают, проявляют симпатию или недовольство, обиду тому подобное.
Итак, для ребенка раннего возраста взрослый выступает не только источником удовлетворения главных нужд, но и носителем общественного опыта, которым овладевает ребенок. Период раннего возраста считается важным для всего дальнейшего развития ребенка в физическом, психическом, эмоциональном и интеллектуальном планах. Активная воспитательная деятельность педагогов, родителей, их единство и последовательность в требованиях к ребенку способствует гармоничному развитию личности ребенка.
М. Лисиной были выделены те факторы, которые влияют на эффективное воспитание личности ребенка раннего возраста. Это:
Особого внимания требует своевременное и правильное развитие речи, поскольку овладение ребенком языком происходит через общение со взрослыми. Так, в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, на основе понимания, возникает активная речь - важнейшее новообразование раннего детства. Содействие родителями и педагогами возникновению положительных эмоций у ребенка (радости, любви к окружающим взрослых и детей и т.п.) обеспечивает ему хорошее самочувствие. Усвоение ребенком элементарных форм культурного поведения (умение самостоятельно есть, проситься в туалет, раздеваться и одеваться и т.д.) происходит также при поддержке взрослых.
Таким образом, период раннего детства является важным для всего дальнейшего развития ребенка в физическом, психическом, эмоциональном и интеллектуальном аспектах. Однако педагоги часто испытывают трудности при организации педагогического процесса в группах раннего возраста. Это касается планирования работы организации режимных процессов, самостоятельной деятельности, работы с родителями.