Актуальность эстетического воспитания обусловлена ростом интереса в современном обществе к материальным ценностям и одновременно снижением духовно-нравственного развития, что ведет к деградации общества в целом.
Имеющийся разрыв между современной массовой школой и высокой культурой, отсутствие материально-технической базы, недостаток кадров, сложившийся стереотип родителей и обучающихся о необязательности ведения занятий культурного цикла – все это обусловливает необходимость возрождения ценности эстетического воспитания.
Выявлено, что дети, дополнительно занимающиеся творческой деятельностью, успешны и в других сферах.
Для детей в выборе творческого направления большую роль играют родители, что указывает на необходимость привлечения родителей к участию в эстетическом воспитании.
Эстетическое воспитание подразумевает систематическое формирование и развитие чувство прекрасного, позволяющее ценить, понимать, воспринимать и создавать красоту в жизни и искусстве, различать природу прекрасного и безобразного, трагического и комического. Поэтому оно тесно связано с сенсорным развитием, которое в совокупности содействует другим направлениям в воспитании интеллектуальных, трудовых, нравственных, гражданско-патриотических способностей обучающихся.
В педагогической истории эстетическое воспитание берет начало еще в ХVII веке в связи с началом развития литературы, музыки в России. Изначально основой эстетического воспитания является фольклор, традиции и обычаи народа.
Искусство позволяет развивать разносторонне развитую гармоническую личность.
В каждом периоде исторического развития появлялись свои нюансы: введение в начальной и средней школе предметов искусствоведческого цикла, понимание прекрасного как отражение нашего представления о жизни, поддержание связи с мировой культурой и культурным наследием, развитие эстетико-творческих способностей, понимание игры, учебы, личности, коллектива, а также литературы, музыки, театра как составляющей прекрасного и жизненного стимула.
К. Д. Ушинский , П. П. Блонский считали хоровое пение лучшим педагогическим средством духовно-нравственного развития. А. С. Макаренко в рамках эстетического развития организовал кружки: танцев, ИЗО, пения, музыки.
В эстетическом воспитании подразумевается воспитание потребности обучающегося в эстетическом развитии и необходимости понимания эстетических ценностей.
В 90-е годы уделяется внимание эстетическому образованию и уровню развития самих педагогов, которые, безусловно, способствуют развитию в данном направлении обучающихся, начиная со времён С. Т. Шацкого. В рамках концепции непрерывного образования рассмотрим некоторые особенности эстетического образования на каждой ступени.
Современные воспитатели активно занимаются развитием эстетического вкуса у дошколят. Современные ученые стараются для этого обеспечивать методической базой. Так, Л. В Школяр разработала программу «Ребенок – окружающий мир – музыка». Безусловно, педагоги также ориентируются на программу Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» по вопросам эстетического воспитания.
Методы и средства, которые используют работники ДОУ: рисование, художественная творческая деятельность, диалог культур и др.
Художественная творческая деятельность может применяться в рамках подготовки ребенка к исполнительской деятельности (чтению стихов, пения песен, исполнения танцев и т.п.).
Работа состоит из трех этапов:
Имеет значение состояние здоровья, настроение и уверенность исполнителя для качественного создания образа перед зрителем.
В начальной школе создаются программы «Изобразительное искусство и Художественный труд» в рамках этнокультурного подхода.
Ю. Б. Алиев разработал программу музыкального образования для 1-4 классов, включающую:
Для развития эстетического вкуса определены основные формы эстетического воспитания молодёжи в рамках этнокультурного принципа:
Еще в 70-е годы прошлого века для эстетического воспитания вводились уроки-факультативы с 7 класса по художественному образованию и искусству. В 80-е годы актуализировались идеи эстетического воспитания на уроках литературы, музыки, эстетики, искусства, ИЗО. В современных условиях делается акцент на взаимосвязи различных этнокультур: «Мировая художественная культура», «Музыка».
Так, на базе школы организуется проект «Школьная филармония» в рамках патриотического воспитания с участием родителей, ветеранов. В проекте учащиеся получают роли от директора до участника хора (всего 50 участников). В рамках проекта создаются литературно-музыкальные композиции (на историческом, литературном, музыкальном материале в тематической группе «Дети», например, дети и война) и концерты, подготовленные для празднования юбилея области.
Эстетическое воспитание в рамках личностно-ориентированного, культурологического и деятельностного принципов позволяет сформировать эстетический вкус у студентов различных искусствоведческих специальностей.
Так, студенты-архитекторы на первом курсе учатся аккуратности создания чертежей.
На втором курсе - проектировать простейшие здания, избегая китчевых современных тенденций, что является началом формирования эстетического вкуса.
На третьем курсе будущему архитектору важно научиться создавать и реализовывать проекты на городской местности, что требует совместить свои личные эстетические предпочтения с общим контуром соседних зданий, не стремясь выбиваться из общей эстетики городских конструкций. Вместе с тем это будет зависеть и от типа здания: музей может наоборот выделяться своими формами, чтобы стать знаковым явлением города, в то время как жилой дом предполагает комфорт пребывания в нем жильцов в дизайнерском соответствии с другими домами.
На четвёртом курсе студент выполняет более сложные по функциональности объекты и, хотя в данном случае эстетические предпочтения не являются главными, тем не менее, выпускник с имеющимися навыками распознавания пропорций, удобства, красоты способен и по окончании вуза развивать эстетический вкус, который будет меняться в соответствии с гендерными, возрастными и современными особенностями в искусстве.
Для развития эстетического вкуса определены основные формы эстетического воспитания молодёжи в рамках этнокультурного принципа:
Таким образом, эстетическое воспитание активно обновляется на каждом этапе обучения согласно современной Концепции образования.