Для формирования высоконравственного и духовно развитого человека необходимо понимать основные понятия эстетического воспитания. Воспитать хорошего человека, имеющего положительные качества, которые ценятся в обществе очень сложно, особенно сейчас, во времена падения моральных принципов. На сегодняшний день это является одной из главных проблем человечества. Педагоги, воспитатели, психологи и родители, а также сами дети включены, так или иначе, в процесс становления индивида как личность. На сегодняшний день используются разнообразные программы, различные технологии, которые позволяют развить творческую составляющую.
Дети в дошкольном возрасте отличаются от школьника, так как начинается знакомство с окружающим его миром, проявляется интерес ко всему новому, активно идет процесс умственного, духовного развития, появляется тяга к прекрасному, что способствует приобретению навыков, умений и знаний в сфере художественного, музыкального образования.
Человек получает большую часть информации визуально, на остальные органы чувств приходится меньшая часть, поэтому, можно утверждать, что с эстетическими явлениями ребенок сталкивается каждый день, они окружают его, как например, проявления природы, произведения искусства, музыка, а также взаимодействие с другими людьми. Общаясь, происходит передача информации, а красота вокруг повышает стимул к какой-либо деятельности. Эстетическое восприятие влияет на настроение человека, доставляет удовольствие, наслаждение, проявляется сопереживание, юмор. Впервые ребенок видит животных, идет в библиотеку, слышит сказку именно в этом возрасте, и он никогда не сможет изобразить слона, не имея представления как он выглядит, не сможет понять, где добро и зло, не зная таких понятий.
Основными методами познания красоты вокруг являются:
Любая деятельность формирует, закрепляет какие-либо навыки у человека, творчество в свою очередь, является продуктом, который может повлиять на изменения в системе общественной жизни, подталкивая на создание нового, интересного.
Творчество проявляется в разных направлениях: музыкальное (создание песни, танца, видеоряда), художественное (рисунок), устное (рассказ о герое, обладающим каким-либо качеством, которое необходимо выразить в ситуации).
Детское творчество отличается от взрослого тем, что этот процесс идет в форме игры, которое возникает как задумка (определение тематики), продолжается непосредственно работой (творчеством), и в заключение анализ того, что получил ребенок, все ли смог осуществить.
Активность детей в самопознании и саморазвитии взрослому человеку необходимо поощрять, направлять, выслушивая, давать советы, дать ребенку ощутишь себя самостоятельным и способным решить предстоящую задачу. Чтобы заинтересовать ребенка, воспитатель- педагог должен время подготовки к занятию разделить с ним, вовлекая в процесс. Мыслительная деятельность ребенка не стоит на месте, восприятие, мыслительные операции идут постоянно, тренируя память посредством эмоций, которые он испытал от того, или иного объекта или явления.
Для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность, в ходе которой можно применять элементы образовательного процесса, как например лепка пластилина сродни выполнению скульптурных работ, создание рисунка или открытки к празднику- написанию художественного полотна.
Семья это та часть жизни маленького человека, смотря на которую, он видит модель поведения, от родителей ребенок получает азы культуры, понятие о духовных ценностях, чувствах.
Педагогика выделяет несколько задач для эффективного эстетического воспитания:
Понятие эстетики многогранно, и поэтому включает в себя помимо эстетического воспитания, также эстетические чувство, вкус, оценка, суждение, сознание.
На сегодняшний день появляется необходимость научить ребенка видеть красоту в привычных предметах, поступках человека, проявляя эмоции. Осознание мира происходит с простых вещей, которые также связаны с проявлением красоты, такие как характеристика цвета, звука, запаха. Ребенок в дошкольном возрасте должен различать виды искусства, жанры (танцы, кино, театр, поэзия, архитектура).
Благодаря тактильной деятельности ребенок начинает понимать понятие художественный вкус, развивается образное мышление, основные трудовые навыки, знакомятся с техникой выполнения работ, а также усовершенствуются навыки общения в коллективе.
Эстетическое воспитание имеет важное значение в системе образования ребенка дошкольного возраста, так как эстетические, моральные и этические нормы формируются посредством творчества, проявления эмоций, способностью сопереживать. В процессе воспитания важны как семья, отношения с людьми, труд, так и саморазвитие.
Для решения проблем в эстетическом воспитании педагог- психолог, воспитатель должен знать основы детского творчества, иметь возможность обучать детей, поддерживать детскую инициативу.