Ежегодно отмечается тенденция увеличения количества детей, имеющих те или иные нарушения речи. Причем эти нарушения носят, преимущественно, системный характер. В случае общего недоразвития речи, страдает речь, рассматриваемая в качестве целостной системы, при этом нарушаются все компоненты речи: лексика, грамматический строй, фонетико-фонематическая сторона. При осложненных формах общего недоразвития речи, кроме вышеперечисленных компонентов речи, дополнительно нарушения отмечаются и в слоговой структуре слова.
Слоговая структура слова (по Марковой А.К.) – это навык чередования ударных и безударных слогов различной организации. Слоговая структура слова является кинетической артикуляционной программой, на усвоение которой существенное воздействие оказывают компоненты, содержащиеся в самой слоговой структуре слова.
К характеристикам слоговой структуры слова относят 4 основных компонента:
Коррекция слоговой структуры слова – приоритетная задача логопедической работы. Так как от успешности становления слоговой структуры слова зависит успешность овладения грамматическим строем речи, письмом и чтением. Поэтому важно осуществлять последовательную работу по усвоению слоговой структуры слов с постепенным ее усложнением.
Элизии являются первым типом ошибок слоговой структуры слова, они наиболее распространены.
Элизии (от лат. «выталкивание») – это нарушение слогового контура слова, характеризующиеся пропуском части слова – слога или звука – приводящим к уменьшению количества слогов или звуков в слове.
Элизии могут затрагивать ли отдельные звуки, иди несколько звуков, отдельные слоги или несколько соседних слогов в слове. В процессе становления письменной речи ребенка, элизии могут затрагивать слоги и буквы на письме. В случае тяжелых речевых нарушений элизия, в качестве разновидности ошибки, может нарушать границы слова: элизиями могут быть затронуты слова в предложении и даже предложения внутри текста.
В речи ребенка или взрослого, страдающего от речевых нарушений, элизии могут касаться слов, имеющих разный уровень слоговой структуры: как простые – двухсложные, так и четырехсложные, имеющие более сложную структуру.
Основной механизм, регулирующий сокращение слова, - это акцентная структура слова, то есть распределение внутри слова слогов по отношению к ударению. Ребенок сохраняет ударный слог. Он выполняет функцию звукового центра слова, который нельзя исключать ни при каких обстоятельствах. На сохранение других слогов оказывает воздействие степень редуцированности гласного звука, а также место слога внутри слова. На это могут оказывать воздействие и некоторые другие факторы: артикуляционные особенности согласных звуков, частота употребления слова. В зависимости от их расположения в слове, принято выделять элизии в следующих слогах:
Оценивая слоговый состав слова, следует принимать во внимание, что элизия в качестве разновидности ошибки, распространяется только на слова со звуками, произношение которых доступно для ребенка в изолированной позиции, а также в составе других слов. Если ребенок не может произнести звук [р], то произношение слова «каб» - «краб», в котором данный звук пропущен, не может быть рассмотрен в качестве примера слова с элизией.
Швачкин Н.Х. причину элизии видел в особенном восприятии ребенком речи взрослого в определенной ритмической структуре. Жинкин Н.И. объяснял данное нарушение тем, что глотка не успевает проделывать слоговые манипуляции или воспроизведение их ослаблено. Лямина Г.М. видела причины элизии в неумении приспособить движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам. Все названные авторы считают, что элизия как нарушение в норме представляет временный факт и обычно преодолевается к концу дошкольного возраста.
Причины нарушений слоговой структуры слова. Анализ литературы, посвященной данному вопросу, позволяет сделать вывод, что известна зависимость между овладением слоговой структурой слова от:
Все названные выше виды искажений слогового состава слова наиболее часто встречаются у детей, имеющих системные нарушения речи. Такие нарушения отмечаются у детей, имеющих недоразвитие речи на разных (в зависимости от степени речевого развития), ступенях слоговой трудности.
Тормозящее воздействие искажений слогового состава слова на процесс овладения речью усугубляет еще и то, что их отличает большая стойкость. Все обозначенные особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют ходу нормального развития устной речи, то есть, накоплению словарного запаса или усвоению новых понятий, что затрудняет общение между детьми, а также, безусловно, затрудняет звуковой анализ и синтез, а, следовательно, затрудняют процесс обучения грамоте.