Экологическая культура человека формируется с раннего детства. В этот период происходит заложение основных качеств личности, прививается любовь и уважение к природе, позитивное отношение к окружающей действительности.
Экологическое воспитание занимает не менее важное место, чем иные формы системы воспитания. Чтобы оно было продуктивным и целесообразным, требуется его проведение не только в воспитательных учреждениях, но и в домашних условиях.
Семейное воспитание играет особо значимую роль, поскольку носит непрерывный характер и происходит в течение длительного временного периода – на каждом возрастном этапе развития ребенка. В этой связи, семейное экологическое воспитание имеет особое значение, поскольку способствует становлению высоконравственного отношения ребенка к природе и ее процессам.
Семейное экологическое воспитание определяется авторитетом родителей и моделью их поведения, их отношением к природе, стремлению ее сохранить и защитить от негативного воздействия. Экологическая культура семьи является образцом, который ребенок впитывает и в последствии воплощает в своем поведении и отношении к природе.
Воспитание в семье чаще всего проходит бессистемно и незаметно для родителей. Ребенок усваивает поведение родителей, поэтому каждый момент жизни в семье является воспитательным.
Сила подражания имеет определяющее значение в семейном экологическом воспитании. Детям требуется видеть живые положительные примеры. Нормы и правила экологического поведения, запреты и ограничения в этой сфере жизнедеятельности ребенок может усвоить на автоматическом уровне, неосознанно, еще в дошкольный период развития.
На ранних этапах развития, в процессе семейного воспитания происходит выделение ребенком себя из окружающей среды, его эмоциональное становление и формирование ценностных установок по отношению к окружающей действительности. В этот период семья играет роль в формировании нравственно-экологических позиций личности, выявляющихся при взаимодействиях ребенка с природой, тесной взаимосвязи с ней и зависимости от ее процессов и явлений.
Семья способствует:
Экологическое воспитание сопряжено с воспитанием основных человеческих качеств личности:
Именно в семье происходит закладка стереотипов поведения ребенка. Поэтому семейное воспитание должно охватывать все сферы жизнедеятельности.
Воспитание не должно ограничиваться только физическим воспитанием или духовным развитием. Требуется акцентировать внимание на привитии всех личностных качеств, необходимых ребенку в процессе его жизнедеятельности.
Семейное экологическое воспитание нацелено на развитие культурного поведения и социальной ответственности детей за природную среду. Природа воздействует на воспитание ребенка, даря ему чувство эстетической красоты и интересуя его своим многообразием процессов, предметов и явлений.
Приобщение к природе должно происходить с первых дней жизни ребенка. Хорошее воздействие оказывают совместные семейные поездки на природу, прогулки, походы с ребенком. Детям интересно наблюдать окружающее пространство, а после обсудить увиденное со взрослыми для лучшего усвоени
Экологическое воспитание в семейных условиях должно проходить на основе совместных действий всей семьи по защите окружающей среды от негативного воздействия.
Следует прививать детям стремление и желание защищать природу и не мириться с негативным воздействием на нее других людей.
Ребенку нужно объяснять и показывать к каким негативным последствиям может привести не затушенный костер в лесу, выброшенный мусор и т.д.
Экологически грамотного и ответственного за состояние природы человека возможно воспитать только в условиях и под влиянием семьи. Проблемам экологического воспитания уделяется особое внимание в наше время, которое требует достижения экологического равновесия за счет применения классических воспитательных приемов – проведения бесед и консультаций с родителями, собраний и выступлений на экологические темы, а также современных методик – проведения дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола.
Рисунок 1.
Экологическое воспитание в семейной среды происходит на основе идентичных методов педагогического воздействия, которые применяются в воспитательных учреждениях.
К таким методам воздействия относятся:
Наглядный метод является самым эффективным в воспитании ребенка. Именно с него начинается познание окружающего мира. Особенно в семейной среде, ребенок наблюдает за поведением родителей, их деятельностью и отношением к природе. Это помогает ему понять законы функционирования природы и определить отношение родителей к окружающей среде.
Наглядный метод воспитательного воздействия является основным, но применять только его, а остальные методы отбросить на второй план недопустимо.
Экологическое воспитание должно проводиться таким образом, чтобы ребенок:
Именно практические методы воздействия помогают привить любовь к природе. В качестве таких методов может быть применено чтение книг, рассказы родителей о животном и растительном мире, наглядное представление о природных явлениях.
Особую роль в экологическом воспитании играют экскурсии. Родителям стоит проводить их в разные времена года и в разных местностях. Это поможет детям ознакомиться с особенностями природного климата, сменой времен года, разными климатическими факторами окружающей среды.
Практические занятия усваиваются лучше, если они проводятся в игровой форме. Это способствуют развитию интереса ребенка и стремлению к расширенному познанию окружающего мира.