Что такое семейное образование


Что такое семейное образование

Понятие и значение семейного образования

Семейное образование представляет собой способ получения образования в России, при котором обучение происходит за стенами школьных организаций.

Семейное образование не является домашним обучением, предназначенным для особых категорий детей: отстающих в развитии, имеющих ограничения жизнедеятельности, страдающих частыми заболеваниями.

В условиях домашнего обучения, педагоги приходят домой к детям и обучают их по индивидуальной программе, либо обучение происходит дистанционным способом.

Семейное образование организуется несколько иначе. На педагогов возлагается роль экзаменаторов. Они только проверяют и оценивают полученные знания.

Замечание 1

Семейное образование доступно всем категориям граждан. Перевести ребенка на семейное обучение можно в любой момент, по желанию родителей. Для этого не требуется никаких оснований. Данный вид образования закреплен на уровне законодательства РФ.

Причины выбора родителям семейной формы обучения различны. Кого-то не устраивает программа обучения в школе, порядок установления дисциплины, пугают сложности с социализацией, возникающие у ребенка, квалификация педагогов, требования, предъявляемые к ребенку и т.д.

Можно выделить перечень основных целей, преследуемых родителями при выборе семейного образования:

  • Желание нести ответственность за образование ребенка. Семейное образование не возлагает ответственности за уровень знаний ребенка на педагогов. Вся ответственность лежит на плечах родителей. Если родители стремятся дать ребенку максимальный объем научной информации, обеспечить его всеми необходимыми навыками и умениями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизнедеятельности, то они сами избирают способы преподавания, оптимальные варианты донесения информации до ребенка, помогающие ему усвоить тему и развить мотивацию к дальнейшему обучению. Естественно, что при выборе семейного обучения, перекладывание ответственности за не знания ребенка на кого-то другого – школу, педагогов, становится невозможным. Поэтому, только ответственные родители способны возложить на себя эту миссию;
  • Обеспечение свободы. Если родители стремятся оградить ребенка и себя от жестких рамок, расписаний, то семейное образование является оптимальным для этого вариантом. Семейное образование дает полную свободу в организации обучения, исходя из биологического режима ребенка, рабочего графика родителей, их желаний и потребностей. Обучение можно организовать так, чтобы дать ребенку свободу действий в течение дня, обеспечить его высыпание и полноценный досуг ;
  • Поддержание стремления заниматься любимым делом. Семейное образование позволяет с детства обучить ребенка зарабатывать на жизнь тем, что ему нравится. Социализация конечно важна, но вполне можно организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы образование оставляло время на общение со сверстниками, построение дружеских взаимосвязей. Когда родители желают, чтобы ребенок занимался именно тем, что он любит, то его жизнь становится более ярче и красочнее. У него нет необходимости ходить, как часто бывает, в ненавистную школу и терпеть неприятных ему людей. Он наслаждается жизнью обучаясь дома и занимается интересными для него вещами.

Семейное образование предполагает обучение для жизни, а не в коем случае не наоборот. Как правило, ученики, покинувшие школу и перешедшие на семейное обучение не возвращаются обратно.

Замечание 2

По своей сути, семейное образование представляет собой самостоятельное обучение. Активная роль в этом процессе принадлежит родителям, которые организуют процесс обучения, исходя из потребностей, стремлений, желаний и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Родители могут сами выполнять роль педагогов, предоставлять ребенку возможность самостоятельного освоения дисциплин, пользоваться услугами школьных педагогов и следовать школьным программам обучения, нанимать репетиров при необходимости.

При семейном обучении ребенок закрепляется за одной школой, в которой он проходит аттестацию. Также, школа оснащает ребенка, необходимой учебной литературой, которая выдается всем ученикам школы и при необходимости проводит консультации с родителями с целью оказания помощи в освоении учебного материала.

Основные принципы организации семейного образования

Переход на семейное обучение является сложным и трудоемким процессом. Родители не всегда готовы к нему, поскольку не знают каким образом организовать обучение в домашних условиях, опасаются, что их знаний будет недостаточно для обучения ребенка.

Чтобы семейное обучение было продуктивным, его организация должна базироваться на основных дидактических принципах:

  • Родители обладают достаточными знаниями и их всегда не хватает. Независимо от собственных школьных успехов родителей, передача знаний ребенку может быть вполне продуктивной, если найти правильный подход. Даже если, в школьной программе у родителей имелись ненавистные предметы, которые давались с большим трудом, то это не означает, что восстановить знания по предмету вообще невозможно. Если учеба никогда не была интересна родителю, то стоит отыскать причины этого обстоятельства. Возможно, что роль сыграли внешние факторы: ненавистный педагог, неумелое объяснение, сама обстановка в коллективе и т.д. естественно, что знать все просто нереально, но пробелы в познаниях вполне восполнимы. Можно воспользоваться учебной литературой, методическими пособиями. Педагоги ведь тоже готовятся к занятиям, составляют план его проведения, осваивают что-то новое, расширяют свои знания.
  • На родителей не налагается обязанность предметников. Задача родителей сводится к обучению ребенка самостоятельного разбора материала. Даже с младшего школьного возраста ребенка можно этому обучить. Родители должны направлять ребенка и оказывать помощь в каких-либо вопросах;
  • Наличие творческих и познавательных интересов родителей. Ребенок копирует поведение родителей, поэтому важно, чтобы родители сами были заинтересованы в познании, читали книги, смотрели научные передачи. Если ребенок не видит эти вещи воочию, то ему тяжело усваивать их только по словесным рассказам о необходимости и важности этих занятий;
  • Мотивация познавательной заинтересованности ребенка. Важное значение имеет оптимальная организация учебного процесса с учетом интересов и потребностей ребенка. Это позволяет стимулировать интерес ребенка к обучению и развивать его самостоятельную активность;
  • Избегать ориентации на получение высоких оценок. Учеба не должна сводится к получению высоких баллов. Бальная система была разработана именно для коллективного обучения. Ребенка нужно ориентировать на реальный результат т.е. приобретение полезной и необходимой информации.
  • Быть на шаг впереди ребенка. Родителям необходимо восполнять свои знания таким образом, чтобы знать материал на одну тему вперед и назад и давать задания по новому и пройденному материалу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :