Педагогическое взаимодействие (ПВ) — это процесс, происходящий между субъектами образовательной деятельности, приводящий к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и личностным новообразованиям взаимодействующих сторон.
ПВ – ключевой элемент образовательной системы, посредством которого решаются задачи обучения и воспитания учащихся. В арсенале ПВ множество форм и методов.
Многообразие форм ПВ в педагогическом процессе вызвано различием подхода к организации, способом осуществления и особенностью задач учебно-воспитательного процесса.
В целом, основной формой, синтезирующей все указанные проявления формы ПВ, является общение, и для обеспечения продуктивности ПВ современному педагогу необходимо оперировать всем многообразием методов и существующих моделей общения.
Методы ПВ— это конкретные пути выстраивания отношений в процессе обучения и воспитания. Подлинное назначение методов ПВ - в том, чтобы оказать влияние на психическую и поведенческую сферу ребенка, стимулируя для стимулирования его собственную активность.
Внушение - психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого (или группу), которое воспринимается некритически.
Взаимосвязи методов и форм подвижны и проявляются во всем своем многообразии в зависимости от задач, актуальной педагогической ситуации, а также направленностью педагога.
Современная социокультурная ситуация, для которой характерны повышенный интерес к развитию личности, к интеллектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого потенциала требует от педагога пересмотра от традиционного учебно-дисциплинарного подхода в сторону личностного подхода, что, в свою очередь, обуславливает внимательное отношение к выбору форм и методов ПВ в педагогическом процессе.