Формирующий эксперимент в педагогике


Формирующий эксперимент в педагогике

Сущность и целевое назначение формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент является одним из методов экспериментально-исследовательской деятельности, связанный с преобразование объекта исследования, открытием его новых свойств и явлений, новых понятий, свойств личности или интеллектуальной деятельности.

Формирующий эксперимент находит широкое применение в педагогике, возрастной и педагогической психологии. Посредством его применения удается выявить изменения состояний психических процессов, интеллектуальных показателей развития ребенка на основе воздействия на него различных факторов педагогического характера.

В процессе прохождения формирующего эксперимента, исследование протекает в реальных условиях и не требует внедрения каких-либо ограничений в эти условия. Он базируется на раскрытие возможностей, исследуемого объекта, формирования новых направлений его деятельности и личностного развития.

Формирующий эксперимент называют также преобразующим, созидательным, воспитывающим, обучающим. Он имеет свою специфику и целевое назначение.

Замечание 1

Формирующий эксперимент нацелен не на простую констатацию фактов, а именно на формирование новых процессов, свойств или явлений. Его первоочередной задачей является формирование основных свойств личности и их воспитание.

Для этого, организуется особая ситуация экспериментального характера, позволяющая определить условия, требующиеся для формирования и развития целевого поведения, а также осуществление, посредством эксперимента, целенаправленного становления новых видов педагогической деятельности, развития сложных педагогических функций и глубокого раскрытия их строения.

Фундаментом формирующего эксперимента являются экспериментальные методы практического исследования психических процессов развития личности, а также теоретическая концепция о первостепенной роли обучения и воспитания в нормальном становлении личности и ее социализации. Формирующий эксперимент по факту является развивающим методом в условиях специально разработанного педагогического процесса экспериментальной направленности.

Стадии организации формирующего эксперимента

В формирующем эксперименте выделяют несколько основных стадий:

  • Констатирующая стадия. На этом этапе происходит определение фактического состояния исследуемого объекта и уровня развития того педагогического процесса, объекта или явления, на который предполагается оказывать определенное экспериментальное воздействие. Здесь находят применение методы наблюдения и констатирующего эксперимента. Попросту говоря, осуществляется диагностика всех сторон и состояний педагогического процесса. Оценивается его текущее положение, в котором он находится в данный момент времени. На основании проведенных исследований, экспериментатор, обладая определенными теоретическими знаниями в исследуемой области, разрабатывает программу исследования и составляет план экспериментального воздействия. Иными словами, составляется прогноз динамики и развития данного процесса или явления.
  • Формирующая стадия. Она связана с использованием формирующих и развивающих методов. Происходит непосредственно проведение эксперимента. Создается экспериментальная модель или ситуация, отражающая учебный или воспитательный процесс и производится формирование исследуемого свойства. Естественно, что экспериментальный процесс отличается от реального учебного. В нем строго фиксируются все параметры, изменения в его содержании определяются заранее и имеют конкретно-установленные границы. Устанавливаются и находятся под строгим контролем правила организации, порядок проведения и методы педагогических воздействий. В рамках одного эксперимента Исследование может проводится не одно, и предполагается возможность проверки определенных воздействий в рамках каждого, проводимого исследования.
  • Контрольный или завершающий этап. На этом этапе проводится проверка результатов, подводятся итоги и оценивается эффективность, проведенного формирующего воздействия. Для этого проводится ряд диагностических экспериментов, нацеленных на контроль происходящих изменений, обусловленных формирующим воздействием и последующее измерение результатов работы.

Достоинства формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент активно применяется в исследовательской педагогической деятельности. Это обусловлено рядом положительных сторон данного эксперимента.

К его достоинствам относятся:

  • Экспериментальная деятельность может быть организована с применением небольшого количества объектов исследования. Эксперименты можно проводить в малых группах или классах учащихся;
  • Применение эксперимента способствует повышению внутренней и внешней достоверности исследовательской деятельности, обеспечивает ее полноценность и действенность. При проведении эксперимента в естественных условиях, проблемы с его достоверностью и адекватностью возникнуть, в принципе, не может.
  • Итоговые результаты экспериментов можно использовать на практике.

Несмотря на все положительные стороны и распространенность применения, формирующий эксперимент является достаточно сложным экспериментальным действием. Он способен в кратчайшие сроки разрешить широкий круг учебных и воспитательных задач, проблем исследования и развития личности.

Процесс формирования подвержен влиянию мотиваций. Они связаны с тем, что учащиеся имеют определенные различия, желания, потребности и интересы, которые ставятся в приоритет над операционно-техническим аспектом интеллектуальной деятельности.

На современном этапе развития, первостепенное значение отводится тому, что ребенок желает и к чему стремится, т.е. изучать он должен не то, что считается значимым и необходимым и, то, что может, якобы, пригодиться ему в будущем, а то, к чему он испытывает интерес и способности. Из этого положения следует, что знания, а следовательно и педагогический процесс должны быть организованы таким образом, чтобы вызывать интерес и развивать познавательную активность здесь и сейчас.

Необходимо формировать новые пути педагогического воздействия и обеспечивать раскрытие нового, ранее неизведанного, в части личностного развития и организации педагогического процесса. Поэтому, формирующий эксперимент выдвигается в основу исследовательской деятельности и составляет костяк экспериментальной педагогики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :