Формирующий эксперимент является одним из методов экспериментально-исследовательской деятельности, связанный с преобразование объекта исследования, открытием его новых свойств и явлений, новых понятий, свойств личности или интеллектуальной деятельности.
Формирующий эксперимент находит широкое применение в педагогике, возрастной и педагогической психологии. Посредством его применения удается выявить изменения состояний психических процессов, интеллектуальных показателей развития ребенка на основе воздействия на него различных факторов педагогического характера.
В процессе прохождения формирующего эксперимента, исследование протекает в реальных условиях и не требует внедрения каких-либо ограничений в эти условия. Он базируется на раскрытие возможностей, исследуемого объекта, формирования новых направлений его деятельности и личностного развития.
Формирующий эксперимент называют также преобразующим, созидательным, воспитывающим, обучающим. Он имеет свою специфику и целевое назначение.
Формирующий эксперимент нацелен не на простую констатацию фактов, а именно на формирование новых процессов, свойств или явлений. Его первоочередной задачей является формирование основных свойств личности и их воспитание.
Для этого, организуется особая ситуация экспериментального характера, позволяющая определить условия, требующиеся для формирования и развития целевого поведения, а также осуществление, посредством эксперимента, целенаправленного становления новых видов педагогической деятельности, развития сложных педагогических функций и глубокого раскрытия их строения.
Фундаментом формирующего эксперимента являются экспериментальные методы практического исследования психических процессов развития личности, а также теоретическая концепция о первостепенной роли обучения и воспитания в нормальном становлении личности и ее социализации. Формирующий эксперимент по факту является развивающим методом в условиях специально разработанного педагогического процесса экспериментальной направленности.
В формирующем эксперименте выделяют несколько основных стадий:
Формирующий эксперимент активно применяется в исследовательской педагогической деятельности. Это обусловлено рядом положительных сторон данного эксперимента.
К его достоинствам относятся:
Несмотря на все положительные стороны и распространенность применения, формирующий эксперимент является достаточно сложным экспериментальным действием. Он способен в кратчайшие сроки разрешить широкий круг учебных и воспитательных задач, проблем исследования и развития личности.
Процесс формирования подвержен влиянию мотиваций. Они связаны с тем, что учащиеся имеют определенные различия, желания, потребности и интересы, которые ставятся в приоритет над операционно-техническим аспектом интеллектуальной деятельности.
На современном этапе развития, первостепенное значение отводится тому, что ребенок желает и к чему стремится, т.е. изучать он должен не то, что считается значимым и необходимым и, то, что может, якобы, пригодиться ему в будущем, а то, к чему он испытывает интерес и способности. Из этого положения следует, что знания, а следовательно и педагогический процесс должны быть организованы таким образом, чтобы вызывать интерес и развивать познавательную активность здесь и сейчас.
Необходимо формировать новые пути педагогического воздействия и обеспечивать раскрытие нового, ранее неизведанного, в части личностного развития и организации педагогического процесса. Поэтому, формирующий эксперимент выдвигается в основу исследовательской деятельности и составляет костяк экспериментальной педагогики.