Формирование образовательного пространства


Формирование образовательного пространства

Образовательным пространством называется тип пространства, область, охватывающая человека и окружающую среду в их взаимодействии, в результате происходит процесс приращения индивидуальной культуры учащегося.

Образовательное пространство, использование термина

Гуманитарными исследованиями в конце двадцатого столетия стало часто использоваться понятие образовательного пространства. Оно применялось не только в педагогической науке, этот термин использовался в философской, социологической, психологической направленности. Как правило, научные работы посвящались исследованиям конкретных элементов, факторов или процессов в образовательном пространстве разного уровня (индивидуальное, групповое, уровень образовательных пространств учебных заведений, объединенное образовательное пространство России, мировое образовательное пространство).

В настоящее время имеется большой опыт в использовании термина образовательное пространство. Зачастую понятие образовательного пространства использовалось как метафора, тем не менее существуют две основные тенденции в интерпретации рассматриваемого термина. Первая тенденция рассматривает термин образовательное пространство как образовательное пространство. То есть пространство самого процесса. Вторая тенденция рассматривает понятие образовательного пространства как некую зону для образовательного процесса, то есть зону, специально созданную для образовательной деятельности.

Замечание 1

Научные дискуссии трактуют термин образовательное пространство как систему, и как среду, и как образовательные учреждения в совокупности.

Понятие пространства и пространственного подхода к образовательному процессу охватывает совершенно разные объекты, свойственные для образовательной деятельности как таковой. Например, это внешнее воздействие среды, внутренний психический процесс, системный и не систематизируемый, сознательный и стихийный, деятельностный и недеятельностный.

Понятие образовательного пространства

Образовательным пространством может простираться и охватываться любой объект и процесс, который включается в образовательную деятельность и приводит к образовательным результатам: приращивается индивидуальная культура человека (осваиваются ценности, овладеваются разные способы мыслительного процесса, деятельности личности и поведенческой культуры).

Образовательным пространством захватывается некая часть окружающего мира, выделяется образовательная среда, или происходит захватывание личности, где она в качестве участника образовательного процесса предстает в качестве образующегося.

Классификация образовательных пространств

В научной педагогической литературе выделяется четыре класса образовательного пространства, если разделить образовательное пространство на сущностные признаки, характеризующие взаимодействие образующегося с образовательной сферой вначале на осознанное и неосознанное, и далее на организованное извне и неорганизованное извне взаимодействие.

Естественным образовательным пространством представляется тип образовательного пространства, которое характеризуется как неосознанное и неорганизованное специально извне взаимовлиянием обучающегося с образовательной сферой.

Манипулятивным образовательным пространством является тип образовательного пространства, который предполагает неосознанное взаимовлияние образующимся, организованное специально извне между человеком и образовательной сферой.

Авторитарным образовательным пространством представляется такое образовательное пространство, где взаимовлияние с образовательной средой происходит осознанно образующимся, но оно организовывается извне по отношению к конкретному образующемуся.

Свободным образовательным пространством представляется тип образовательного пространства, характеризующийся как осознанный, не организованный извне, а созданный образующимся взаимовлиянием с образовательной сферой.

Образовательное пространство естественного вида не лежит в основе педагогического процесса, но такое условие не исключает естественное влияние преподавателя на обучающегося и учеников друг на друга. Персональная позиция преподавателя, его манера говорить, специфические жесты, присущая ему мимика, им может даже специально не осознаваться, имеет огромное значение для образовательной деятельности.

Замечание 2

Исследователи в области образования отмечают: одинаковые способы педагогического процесса, воспроизводимые при аналогичной ситуации, будут иметь не одинаковые последствия, а скорее всего противоположные.

Если преподавателем определяется набор требований по взаимодействию с учеником, который осознанно воспринимает эту ситуацию, то перед нами авторитарный тип образовательного пространства. Здесь допустимо общение преподавателя и воспитанника по поводу цели, метода, содержания образовательной деятельности, тем не менее решение принимается только преподавателем.

В манипулятивном виде образовательного пространства определяющая роль отдана педагогу по установлению конкретных требований в образовательном пространстве. Но учащийся имеет возможность выбора, в установленной преподавателем границе. В некоторой ситуации воспитанник даже не понимает, что им могут манипулировать, и приписывает решение себе самому.

Свободное образовательное пространство предполагает самостоятельное и осмысленное определение требований к образовательному пространству, вовлечение преподавателя к исполнению данного замысла. По поводу планируемой ситуации может вестись диалог, но приоритет решения остается за учеником. Близкие по замыслу свободному образовательному пространству являются положения педагогической поддержки и педагогического сопровождения.

Основные уровни образовательного пространства

Исходя из характеристики образующегося зафиксированы три уровня образовательного пространства:

  • индивидуальный уровень, образующимся выступает отдельный человек (образовательное пространство индивидное и личностное);
  • групповой уровень, образующимся выступает социальная группа и коллектив (групповое или коллективное образовательное пространство);
  • мировой уровень, в образовательном пространстве осуществляется взаимодействие с образовательной средой всего человечества, которое выступает как субъект в историческом процессе.
Замечание 3

На сегодняшний день актуальность приобрело социальное образовательное пространство отдельного государства, города, или образовательное пространство отдельной организации и учреждения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :