Факторы развития личности в педагогике


Факторы развития личности в педагогике

Понятие факторов развития личности

Взгляды личности, ее потребности, интересы, а также направленность и способности очень зависят от условий протекания их формирования в детские и юношеские годы. Благодаря воздействию ряда факторов родившийся ребенок может стать личностью.

Определение 1

Фактор развития личности – это движущие силы, формирующие личность, делая его таким, какой он есть.

Сегодня можно выделить два основных фактора развития личности: биологический и социальный (включающий в себя воспитание и среду). В разнообразные периоды развития общества педагогика трактовала различно соотношение и роль данных факторов в развитии личности человека. Часть направлений педагогики и психологии отвели решающую роль фактора наследственности, другая часть направлении опираются, на то что ребенок не рожден плохим или хорошим, он становится тем или иным только благодаря влиянию жизни.

Биологический фактор развития личности

Определение 2

Биологический фактор – это в первую очередь наследственность, то что генетически передается детям от их родителей.

Ребенок «получает» в наследство (от близких и дальних родственников) строение тела, движения, работу органов чувств, а также структуру мозга, органов речи и тд.

Определение 3

Наследственность – это способность человека передать свои признаки и особенности развития своему потомству.

Наследственность включает в себя постоянную и переменную часть:

  • Постоянная часть – обеспечивает процесс рождения человека.
  • Переменная часть – это та часть, что роднит человека с родителями.

Также психологи и педагоги в вопросе определения наследственности и ее влияния опираются на хромосомную теорию наследственности. Генотип организма это сложная система элементов (относительно независимых) т.е. генов. Материальная субстанция генотипа это хромосомы, в основе которых заложена способность синтеза белков. Это свойство оказывает влияние на свойства нервной системы, которые составляют основу для индивидуально-психологических различий. Генетические основы к определенному виду деятельности преобразуются в развитии в способности человека, которые обусловливающие успех деятельности. Это и есть задатки, которые являются одной из движущих сил развития личности. Также генетически обусловлен тип нервной деятельности, и И.П. Павлов доказал зависимость силы протекания нервных процессов и реакции на воздействие окружающей среды.

Социальные факторы развития личности

К основным социальным факторам развития личности в педагогики является воспитание и среда.

Воспитание можно рассматривать как в широком, так и в узком социальном смысле.

В широком социальном смысле — это есть передача опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле воспитание есть направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов, цель которого формирование определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Понятие среды рассматривается в широком и узком смысле:

  1. Среда в широком смысле – это внешние условия развития (климат, страна и тд) . Сюда могут входить также общественное устройство государства, а также условия созданные для развития детей, а также культура. Среда в данном понимании влияет на направленность и успешность социализации;
  2. Среда узком смысле - это непосредственное предметное окружение. Педагог В.А. Петровский ввел в научную педагогику понятие "развивающая среда", понимая при этом не только предметное наполнение. Она также должна быть определенным образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :