Сегодня педагоги выделяют два основных движущих фактора развития: биологические и социальные. Для начала нужно понять, что такое личность, и фактор развития личности.
Фактор развития личности – это движущие силы, формирующие личность, делая его таким, какой он есть.
Личность употребляется только в отношении человека, и только с определенного этапа развития.
Биологический фактор – это в первую очередь наследственность, то, что генетически передается детям от их родителей.
В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Наследственность – это способность человека передать свои признаки и особенности развития своему потомству.
Новорожденный несет в себе гены не только своих прямых родителей, но и далеких предков, т.е. свой генофонд и свою программу наследственности.
Наследственность включает в себя постоянную и переменную часть: Постоянная часть – обеспечивает процесс рождения человека. Переменная часть – это та часть, что роднит человека с родителями. Также психологи и педагоги в вопросе определения наследственности и ее влияния опираются на хромосомную теорию наследственности. Генотип организма это сложная система элементов (относительно независимых) т.е. генов. Материальная субстанция генотипа это хромосомы, в основе которых заложена способность синтеза белков. Это свойство оказывает влияние на свойства нервной системы, которые составляют основу для индивидуально-психологических различий. Генетические основы к определенному виду деятельности преобразуются в развитии в способности человека, которые обусловливающие успех деятельности. Это и есть задатки, которые являются одной из движущих сил развития личности. Также генетически обусловлен тип нервной деятельности, и И.П. Павлов доказал зависимость силы протекания нервных процессов и реакции на воздействие окружающей среды.
Приобретаемые в течение всей жизни навыки и свойства не передаются по наследству, и педагогической наукой не выявлено гена одаренности, но каждый родившийся ребенок обладает определенным набором задатков. И уже развитие последних происходит благодаря развитию социальных факторов развития.
К основным социальным факторам развития личности в педагогики является воспитание и среда.
Среда – это непосредственное окружение человека. Среда может быть социальной, географической и так далее, но наибольшее влияние как социальный факт оказывает влияние социальная среда.
Социальная среда – это общественные отношения, которые определяют влияние доминирующих ценностей и идей. Сюда можно отнести влияние культуры, традиций на формирование личности ребенка. А главным итогом процесса становления линчости есть его социализация.
Социализация - это процесс усвоения человеком определенных систем знаний, ценностей и норм, которые позволяют ему функционировать как полноправный член общества.
Таким образом, социализация представляет собой процесс развития и становления личности в социуме, т.е. в обществе, с целью усвоения основных требований общества, а также приобретение социально значимых характеристик поведения, которые в конечном итоге и регулируют взаимоотношение человека с обществом. Первый и важный институт социализации это семья, благодаря ей личность впитывает нормы, ценности и культуру, поведение и процесс общения. Но при этом социализация подразумевает собой только преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимых от обычной жизни личности.