Центральной личностью, целью и смыслом воспитания является ребенок. Задача учителя – организуя процесс воспитания, направить его усилия на самовоспитание, то есть организовать «самодвижение» человеческой личности от низших к высшим ступеням ее развития и жизнедеятельности. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у ребенка способность самостоятельно трансформировать внешние воспитательные воздействия в осознанное внутреннее их восприятие.
Таким образом, самовоспитание – это осознанная и целенаправленная деятельность ученика с целью самостоятельного поиска и усвоения определенных знаний, формирование у себя желаемых качеств, черт, форм поведения, системы отношений к людям и миру.
Самовоспитание предусматривает:
В контексте рассматриваемого определения воспитания нужно подчеркнуть, что активное, педагогически целесообразно взаимодействие (отношение) ребенка как индивида с определенными биологическими, индивидуальными особенностями к окружающей социальной среде, которая направляется взрослыми, является главным фактором развития и воспитания.
При этом воспитание играет ведущую роль в развитии, потому что оно определяет его темпы и уровень, объем и глубину.
Итак, воспитание ребенка характеризуется как конкретно-исторический, личностно-социальный, сложный и противоречивый процесс организации жизнедеятельности ребенка, в т. ч. включение его (всего подрастающего поколения) в широкие социальные отношения, то есть – жизни общества.
Воспитание как социальный феномен необходимо для обеспечения жизнедеятельности человека и функционирования общества. Оно осуществляется в определенных конкретно-исторических условиях, благодаря специально организованным, педагогически целесообразным воспитывающим отношением на основе определенных социальных отношений и образа жизни общества.
Одним из критериев воспитания является соответствие свойств и качеств личности требованиям жизни в определенных социально-исторических условиях. Итак, особенно важно то, насколько многосторонне ребенок может адаптироваться в конкретном обществе, соответствовать ему.
Воспитание ребенка как социальное явление характеризуется следующими основными чертами, предопределяющими его факторы:
Рассматривая воспитание как социальное явление, одновременно нужно подчеркнуть его биологический, личностный характер.
Формируясь как личность, человек не перестает быть природным существом, поэтому воспитание обусловлено оптимальным единством прежде всего индивидуального, личностного и, конечно, социального.
В настоящее время существует несколько концепций о сущности факторов развития и воспитания детей. В последнее время, наряду с социализацией, особенно распространенным является представление о ребенке как замкнутой системе, развивающейся по внутренним законам, не связанным с внешним миром.
Но есть сторонники того, что существует широко открытая, объективно и закономерно взаимодействующая система «ребенок - его самоактивность (внутренние природные силы) - социальная среда».
Диалектика воспитательного процесса ребенка находит выражение в его непрерывном развитии, в его динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс меняется в зависимости от возрастных особенностей ученика, он становится другим в разных ситуациях жизни воспитанника.
Воспитательный процесс определяется не только фактором подготовленности, но и личности учителя, особенностями его поведения, эмоционально-волевой сферы, педагогической техники, что находит отражение в деятельности, общении и в субъект-субъектных отношениях «учитель - ученик».
Итак, в процессе воспитания действуют диалектические связаные между собой факторы: объективный и субъективный, преобладающее значение имеет субъективный фактор.
Диалектика воспитательного процесса наиболее полно раскрывается в его противоречиях. В противоречиях воспитательного процесса целесообразно выделить социально-педагогические (находящиеся на пересечении педагогических и социальных процессов) и собственно педагогически-внутренние, которые являются его движущей силой; а также противоречия внешнего характера – спутники воспитательного процесса как сложного явления. Внешние противоречия, как правило, временные, но они тормозят воспитательный процесс, ослабляют его эффективность.
Внутренними противоречиями как движущей силой воспитательного процесса является прежде всего противоречие между растущими личностными и социально значимыми задачами, которые предстоит решать воспитаннику, и теми возможностями, которые ограничивают его действия в решении этих задач. В связи с тем, что развитие личности остановится, если перед ним не будут возникать новые задачи, это противоречие не исчерпывает себя в течение всего периода воспитания. Растущие требования снова и снова вступать в противоречие с наличием тех мотивов и средств, которых для выполнения новых требований недостаточно.
Для своевременного преодоления противоречий важно осознать, что основной ячейкой воспитательного процесса является фактор педагогической ситуации. Педагогическая ситуация содержит в себе активное взаимодействие ребенка, педагога, семьи, педагогической среды. В отличие от жизненных ситуаций, педагогическая ситуация всегда воспитывающая, хотя и не всегда однозначна относительно степени педагогической эффективности.
Итак, педагогическая ситуация целесообразна тогда, когда возникает в результате целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, детей между собой, столкновения школьников с явлениями и процессами окружающего мира.
Таким образом, в основе воспитания и развития лежит открытая, объективно и закономерно взаимодействующая система факторов. Эффективность воспитания зависит от факторов наследственности, среды и активности личности, личностной ориентации в процессе ее осуществления.