Факторы воспитания


Факторы воспитания

Основные факторы воспитания

Воспитание как личностное явление имеет свои характеристики:

  1. его смыслом, субъектом и целью выступает личность ребенка, она является центральной фигурой, главным действующим лицом воспитательного процесса;
  2. воспитание педагогически целесообразно организует жизнедеятельность личности во всем богатстве ее субъектности;
  3. ученик в годы своего детства, отрочества и юности не только готовится к жизни, а живет, поэтому сводить воспитание к социализации – это сужать творческие горизонты человека, обобщать представления о счастье и смысле человеческого бытия;
  4. воспитание невозможно без изучения психологических, индивидуальных, возрастных особенностей личности определенного ребенка. При этом учитель не только фиксирует сумму качеств, потребностей, стремлений и тормозных факторов, он воспринимает ученика целостно, что позволяет воспитателю строить отношения с ним на уровне сотрудничества и сотворчества;
  5. воспитание осуществляется на основе субъект-субъектных отношений, определяемых знаниями, культурой, педагогически целесообразной эмоционально-волевой сферой и поведением, прежде всего, двух главных субъектов – учителя и ученика;
  6. воспитание в процессе сотрудничества и сотворчества направляется на самоактивность ребенка, то есть задачей и критерием деятельности воспитателя является организация его «самодвижения», непрерывного самосовершенствования личности, ее самосозидание на протяжении всей жизни;
  7. общими критериями воспитания выступают социально значимая деятельность и моральные ценности личности.
Замечание 1

Следует подчеркнуть, что воспитание рассматривается как педагогический процесс, который осуществляется в определенной образовательно-культурном среде, служит развитию, самоопределению и самореализации человека.

В связи с этим для учителя важно:

  • осознание ученика как субъекта не только педагогического процесса, но и всей жизни;
  • предоставление в осуществлении социализации и культурной идентификации школьника, педагогической помощи и поддержки;
  • осознание себя в качестве посредника между учеником и культурой (общечеловеческой и национальной);
  • способность оказывать педагогическую помощь и поддержку по всем проблемам становления личности, особенно в индивидуальном ценностном самоопределении;
  • понимание воспитания как процесса, главными факторами которого выступают: личностный смысл, диалог, сотрудничество и сотворчество участников.

Организованный воспитательный процесс имеет свои закономерности. В количестве и трактовке закономерностей воспитания единого подхода еще не выработано.

Главная закономерность заключается в том, что чем более педагогически целесообразно организована общественно полезная деятельность воспитанников и их общение, тем активнее формируются их многоплановые отношения и эффективнее происходит воспитательный процесс.

Таким образом, воспитательный процесс строится на основе определенной системе факторов. К ней, в первую очередь, относятся: факторы субъектности; гуманизации и демократизации воспитывающих отношений; связи воспитания с жизнью; самостоятельного выбора; учета особенностей конкретно-исторического периода; личностной ориентации в воспитании; самоактивности и самосозидания личности; неразделимости воспитания, самовоспитания и обучения: единства действий семьи, школы, общественности, урочной и внеурочной деятельности.

Содержание воспитания

Замечание 2

Содержание воспитания как социального явления определяется фактором культуры, в которой получает отражение исторически определенный уровень развития общества и человека, рождается и утверждается человеческий смысл бытия.

Важно подчеркнуть, что главным культурным достижением должен быть определенный тип личности – всесторонне развитой, с высоким нравственным потенциалом, что обеспечивает ей не только умение приспособиться и адаптироваться, но и осознать и найти свое место в трудовой, творческой деятельности, в личной жизни, быть творцом своего счастья. Это и является общей целью воспитания, которая достигается следующими факторами:

  1. материально-экономическим базисом общества;
  2. системой образования и воспитания;
  3. средой, школой, семьей;
  4. широкой сетью общекультурных, научных, художественных влияний, средств массовой информации;
  5. собственной самоактивностью личности.

В исследовании и практическом осуществлении воспитания ведущим является относительно-деятельностный методологический подход. Он позволяет акцентировать внимание, наряду с деятельностью, на личность ученика и учителя, их взаимодействие, отношения, общение.

Замечание 3

На основе субъект-субъектных отношений учитель организует деятельность учащихся, в которой они могли бы стать активным субъектом познания, собственного воспитания и развития. Наряду с этим, воспитание, как личностно-социальный феномен, требует целостного, культурологического и аксиологического подходов.

В практической деятельности учителя совокупность названных подходов обеспечивает личностно-социальный характер воспитания, для обеспечения которого необходима личностно ориентированная деятельность. Это позволяет рассматривать каждого ребенка как уникальность и неповторимость в своей субъектности, требует признания его достоинства, интеллектуальности и нравственной свободы на основе природосоответственности сущностных сил, саморазвития способностей, самоопределения и самореализации творческого потенциала.

Базируясь на таких факторах, воспитание как личностно-социальный феномен обеспечивает достижение личностно привлекательных и одновременно социально значимых целей как условия реализации потребности в самоутверждении на благо народа, неотъемлемой частью которого является личность каждого гражданина.

Фактор культуры в воспитании

Следовательно, в условиях дальнейшего развития российской государственности реальной теоретико-методологической основой воспитания как личностно-социального явления является человек, его культура, ценностные представления, ориентированные на национальнокультурные и общечеловеческие ценности, благополучие и счастье каждого гражданина. Важное значение приобретает осознание гармонии между достижением личностью индивидуальной свободы, счастья и ее социальной ответственностью.

Новым является:

  1. признание человека как высшей ценности, как цели и смысла воспитания;
  2. национально-культурное содержание воспитания, обращение к своим национальным корням, традициям, золотому фонду этнопедагогики;
  3. перенос информационных акцентов на личность ребенка;
  4. осуществление нравственно-эстетического, гражданского воспитания, формирование здорового образа жизни, экономической подготовки, развитие мотивации к труду, бизнесу, предпринимательству;
  5. преодоление национального нигилизма, заидеологизированности процесса воспитания, девальвации национальных и общечеловеческих ценностей;
  6. обеспечение культуры межэтнических отношений, согласия в обществе, национального самосознания и правосознания.

С позиций педагогики школы чрезвычайно важным является осознание единства биологического и социального факторов в развитии личности ребенка. Каждый ребенок входит в систему отношений на основе своих личных физиологических и индивидуальных особенностей, поэтому первостепенное значение в воспитании приобретает личностный фактор.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :