Воспитание как личностное явление имеет свои характеристики:
Следует подчеркнуть, что воспитание рассматривается как педагогический процесс, который осуществляется в определенной образовательно-культурном среде, служит развитию, самоопределению и самореализации человека.
В связи с этим для учителя важно:
Организованный воспитательный процесс имеет свои закономерности. В количестве и трактовке закономерностей воспитания единого подхода еще не выработано.
Главная закономерность заключается в том, что чем более педагогически целесообразно организована общественно полезная деятельность воспитанников и их общение, тем активнее формируются их многоплановые отношения и эффективнее происходит воспитательный процесс.
Таким образом, воспитательный процесс строится на основе определенной системе факторов. К ней, в первую очередь, относятся: факторы субъектности; гуманизации и демократизации воспитывающих отношений; связи воспитания с жизнью; самостоятельного выбора; учета особенностей конкретно-исторического периода; личностной ориентации в воспитании; самоактивности и самосозидания личности; неразделимости воспитания, самовоспитания и обучения: единства действий семьи, школы, общественности, урочной и внеурочной деятельности.
Содержание воспитания как социального явления определяется фактором культуры, в которой получает отражение исторически определенный уровень развития общества и человека, рождается и утверждается человеческий смысл бытия.
Важно подчеркнуть, что главным культурным достижением должен быть определенный тип личности – всесторонне развитой, с высоким нравственным потенциалом, что обеспечивает ей не только умение приспособиться и адаптироваться, но и осознать и найти свое место в трудовой, творческой деятельности, в личной жизни, быть творцом своего счастья. Это и является общей целью воспитания, которая достигается следующими факторами:
В исследовании и практическом осуществлении воспитания ведущим является относительно-деятельностный методологический подход. Он позволяет акцентировать внимание, наряду с деятельностью, на личность ученика и учителя, их взаимодействие, отношения, общение.
На основе субъект-субъектных отношений учитель организует деятельность учащихся, в которой они могли бы стать активным субъектом познания, собственного воспитания и развития. Наряду с этим, воспитание, как личностно-социальный феномен, требует целостного, культурологического и аксиологического подходов.
В практической деятельности учителя совокупность названных подходов обеспечивает личностно-социальный характер воспитания, для обеспечения которого необходима личностно ориентированная деятельность. Это позволяет рассматривать каждого ребенка как уникальность и неповторимость в своей субъектности, требует признания его достоинства, интеллектуальности и нравственной свободы на основе природосоответственности сущностных сил, саморазвития способностей, самоопределения и самореализации творческого потенциала.
Базируясь на таких факторах, воспитание как личностно-социальный феномен обеспечивает достижение личностно привлекательных и одновременно социально значимых целей как условия реализации потребности в самоутверждении на благо народа, неотъемлемой частью которого является личность каждого гражданина.
Следовательно, в условиях дальнейшего развития российской государственности реальной теоретико-методологической основой воспитания как личностно-социального явления является человек, его культура, ценностные представления, ориентированные на национальнокультурные и общечеловеческие ценности, благополучие и счастье каждого гражданина. Важное значение приобретает осознание гармонии между достижением личностью индивидуальной свободы, счастья и ее социальной ответственностью.
Новым является:
С позиций педагогики школы чрезвычайно важным является осознание единства биологического и социального факторов в развитии личности ребенка. Каждый ребенок входит в систему отношений на основе своих личных физиологических и индивидуальных особенностей, поэтому первостепенное значение в воспитании приобретает личностный фактор.