Психологический фактор воспитания


Психологический фактор воспитания

Психологические условия формирования личностных свойств

Влияние воспитания на эмоциональный фон должно охватывать всю личность, всю субъективную составляющую человека. Искусство педагога состоит в установлении связей между тем, что необходимо сформировать у учащегося, и что является субъективно значимым для него.

Закономерность развития заключается прежде всего в деятельности. Деятельность учащегося является необходимым условием становления личности. Необходимо учитывать, что для развития нужной мотивации, деятельность ученика должна организовываться соответственно. Деятельность формирует и развивает привычные поведенческие свойства.

Поддержка как психологический детерминант воспитательной деятельности

Отсутствие поддержки, похвалы или даже порицания не позволит воспитаннику правильным образом ориентироваться в определённых обстоятельствах и в трудных ситуациях, что неизбежно приведет к угасанию его мотивации.

Замечание 1

Воспитательную деятельность учащегося невозможно осуществлять без специального знания возрастных гендерных и индивидуальных личностных признаков.

Индивидуальная методика, личностный подход помогает учесть дифференциально-психологические особенности школьников (например, память, внимание, тип темперамента, развитие определенных способностей или качеств), то есть выяснить то, чем учащийся отличается от других воспитанников и каким образом нужно выстроить исходя из этого воспитательную деятельность.

Индивидуальный подход в воспитательной работе обладает педагогическим и психологическим аспектом. Первый из них подразумевает, что индивидуальный подход - это элемент педагогического такта.

Психологическая значимость индивидуального подхода находит выражение в исследовании специфики личности учащегося для организации целесообразной с педагогической точки зрения воспитательной деятельности. Психологию воспитательной работы в данном случае заинтересовали индивидуальные проявления общих психологических принципов у воспитанников, рассмотрение только им свойственных, неповторимых и своеобразных сочетаний этих принципов и особенностей.

Мировоззрения, убеждения личности как психологические факторы воспитательной деятельности

Важнейшее место в структуре личностной направленности занимают:

  • мировоззрение;
  • убеждения;
  • идеалы

Мировоззрение отличается такими характеристиками, как:

  • структурность,
  • научность,
  • логическая доказательность и последовательность,
  • обобщенность и конкретность,
  • взаимосвязь с различными видами деятельности и поведением.

Убеждение является важным осознанным поведенческим мотивом, придающим всей деятельности человека особое значение и ясное, четкое направление. Убеждение представляется высоко осознанным и тесным образом, связанным с миром чувствований. Такая система включает в себя устойчивые принципы и закономерности.

Важная осознанная мотивация - это идеал. Это и образ, которым руководствуется человек, и который является решающим в выборе плана самовоспитания.

Замечание 2

К неосознанным побуждениям необходимо отнести личностные влечения и установки.

Формирование мотивов как психологического фактора воспитания

Совершенствование деятельности личности ведет к возникновению ее разных форм и видов (обучение, игры, трудовой процесс), которые способны соподчиняться и объединяться. В этом случае устанавливается иерархическая соотнесенность мотивов, которые и выступают побудителями к разным видам деятельности. Взаимосвязанная и общая структура мотивов деятельности возникает в ходе их развития и способна составить психологический фундамент личности.

Общеизвестно, что совершенно одинаковые мотивы по-разному реализуются в действиях и поступках, и различные мотивы имеют внешне одинаковую форму проявлений в поведении. К примеру, участие в общественном виде труда, побуждается соперничеством, потребностью быть первым среди сверстников, является неоднозначным стремлению учащегося приносить пользу своей группе. Руководствуясь конкретным мотивом, формируются у ребенка разные личностные свойства и черты.

Как правило, поведение стимулируется несколькими различными по содержанию и по структуре мотивами, среди них необходимо отметить ведущие и подчиненные. Сменяемость ведущих мотивов, развитие высоких духовных мотивов и описывает развитость мотивирования личности воспитанника. А важные изменения соотнесенности мотивов, их иерархия гарантируется целенаправленным, организованным видом деятельности. Именно поэтому в практической психологии говорят о системе мотивов, мотивирования.

Влияние частных психологических функций на воспитательную деятельность

Воспитанники школьных лет принимают участие в разных видах деятельности. Каждый из типов можно охарактеризовать конкретным составом и ведущей деятельностью. В ней отображаются, формируются и развиваются частные психологические функции (в игровой деятельности - сфера воображения, в обучении - абстрактная мыслительная деятельность), от нее зависимы главные психические изменения каждого этапа развития воспитанника (дошкольником, к примеру, в игровой деятельности осваиваются важнейшие общественные функции и нормы поведения человека).

Совершенствование ведущей деятельности способствует главным изменениям в психическом функционировании и психологических качествах личности воспитанника на данном этапе его развития. Следовательно, специфическая организация ведущего вида деятельности выступает основным условием, при помощи которого можно целенаправленно воздействовать на личность воспитанника, на становление у него в ходе этой деятельности нужной иерархии:

  • желаний;
  • нужд;
  • интересов;
  • целей и мотивов.

Психологические факторы воспитательной деятельности означают становление и изменение социальной установки личности. А социальная установка обладает тремя важнейшими компонентами: знания, эмоции, действия. Воспитание социальной установки заключается в изменении одного или нескольких элементов. Педагогическое влияние на социальную установку воспитанника состоит из четырех стадий: привлечение внимания воспитанника к определенной проблематике, стимулирование его заинтересованности; предъявление новых сведений; убеждение. Необходимо остановиться на каждой из них.

Социальная установка как психологический детерминант воспитания

Социальная установка состоит из рационального и эмоционального компонента, и любой из них используется для целенаправленного педагогического влияния. Воспитательная деятельность, основанная на рациональности, как правило, обращена к разуму воспитанника. В данном случае педагог убеждает его при помощи логических доводов и аргументов.

При применении эмоционального компонента влияния чаще всего используют такие психолого-педагогические приемы: ссылаются на авторитет (потому что так считает мама), обращаются к образцу (именно таким образом поступают хорошие ученики). Применяется при слабых логических аргументах и доводах, либо при полном их отсутствии. Основываются на эффекте внушаемости. Иногда применяют для влияния на социальную установку в воспитательных задачах.

Таким образом, результативность педагогического влияния можно определить тем, каким образом относится воспитанник к педагогу. Психологи установили, что умеренный взгляд по обсуждаемой проблематике принимается как крайний на фоне резко противоположной ему позиции (контрастирование). Человек обладает свойством преувеличения или преуменьшения собственных расхождений в точках зрения в зависимости от взаимоотношений, существующих между ними и теми личностями, которые обладают соответствующим мнением (ассимиляция).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :