Учебно-познавательный процесс - это специально организуемая самим обучающимся деятельность направленная на то, чтобы усвоить культурное богатство и ценности, накопленные человечеством за всю историю своего развития. Научное знание, навыки, умения, форма поведения - все это предметный результат учебно-познавательного процесса.
Формирование воспитательного и образовательного воспитания происходит посредством интеллектуально-нравственного развития личности, приобретение ею опыта в творчестве, а также ценностное отношение к окружающей среде, природному миру, потребность в знании и познании.
Содержательный аспект учебно-познавательной деятельности составляет опыт предшествующих поколений, а местом ее осуществления является класс и школа.
Учением называется познавательный (гностический) процесс, протекающий во внешней и внутренней форме.
Внешняя (практическая) гностическая деятельность включает в себя манипуляцию предметами, их механическую обработку, сборку и разборку, перемещение, взвешивание различных предметов, измерение. Это может являться перцептивной деятельностью (рассматривать, слушать, наблюдать), а также символической деятельностью (создание изображений, повторение высказываний и слов, называние и обозначение предметов).
Внутреннюю познавательную деятельность невозможно наблюдать, так как она подразумевает осуществление умственных (мнемические, мыслительные) действий, применения умения анализировать систематизировать, отождествлять и различать, абстрагировать и обобщать, классифицировать и группировать, кодировать и перекодировать.
Урок является основной организационной формой, в которой осуществляется организованное учение.
Атрибутику учебно-познавательной деятельности составляют учебники, учебно-наглядные материалы и пособия, технические и другие средства, помогающие освоить содержание образования. Атрибутика может быть определена спецификой конкретных учебных предметов, как отражение конкретной области знания, литературы или искусства.
Учебно-познавательный процесс отличается своей спецификой: ее обязательный предметный результат представлен научными знаниями, понятиями, суждениями, умозаключениями, навыками, умениями, общим интеллектуальным развитием, которые подчиняются жестким критериям.
Следовательно, учение является важнейшим воспитательным средством по целостному формированию личности. Оно играет ведущую роль на определенном этапе возрастного формирования и развития.
Организация психологических и педагогических условий учебно-познавательной деятельности учеников зависит от того, какая позиция будет занята учащимися в педагогической ситуации. Такие позиции могут представлять собой:
При первой позиции обучаемый пользуется сообщением, разъяснением, преподнесением, показом, задаванием, другими методами преподавания; при второй позиции использует методы стимулирования такие, как удивление, любопытство, пробуждающийся интерес; при третьей позиции –пользуется методами педагогического руководства: консультацией, совместным планированием, дискуссией, обсуждением, постановкой задач и проблем.
Успешное формирование учебно-познавательной деятельности может быть определено целостным или разрозненным представлением преподавателя касаемо своего предмета, его цели, функции, умений и навыков, которые при помощи предмета формируются у обучающихся. То, как преподаватель видит возможности преподнесения своего предмета, может определить эффективность его педагогических решений по организации обучающегося процесса.
Посредством своего предмета преподаватель может формировать у обучающихся научное мировоззрение, развивать их логическое мышление, воображение и творческие способности, формировать систему ценностей, знаний, навыков и умений. Преподаватель обучает методам систематизации и добывания фактов, описывает систему понятий, терминов и категорий, помогает ориентироваться в наглядных пособиях и материалах, - все это является залогом успеха, а также высокой результативности учебно-познавательного функционирования.
В процессе осуществления учебно-познавательной деятельности детьми важное значение представляет обучающая технология по решению разных видов задач. Нужно учесть, что количество решенных заданий для формирования мышления и умений не является принципиальным.
Например, преподавателями высшего уровня квалификации нужный результат достигается при решении с учениками задач количеством в четыре-пять раз меньше, чем преподавателями среднего и низшего уровня педагогического умения. Профессионалы высшего уровня так же делают в несколько раз меньше нареканий и замечаний своим ученикам. Их нарекания в адрес учеников не являются критичными. Замечания высказываются, например, в форме уместных подсказок.
Подобными действиями преподаватель формирует у обучающихся умение найти подход для решения любого задания в разных педагогических ситуациях. Заранее преподаватель отбирает задачи, предварительно их типизируя. Подбирает систему задач так, чтобы они привязывались к теоретическому курсу, и решение каждого предыдущего задания готовило к решению и восприятию новых заданий.