Развитие учебно-познавательной деятельности


Развитие учебно-познавательной деятельности

Выбирая обучающий метод, нужно пытаться получить продуктивный результат. Ученику необходимо понимать, запоминать, воспроизводить полученную информацию, а также применять полученные знания в практической жизнедеятельности, быть активным в учебно-познавательном процессе.

Замечание 1

Главной задачей учебно-познавательной деятельности является формирование и совершенствование навыков и умений обучающихся, их способности применить учебный материал, учебные знания в практической жизнедеятельности.

Принципы осуществления и развития учебно-познавательной деятельности

Принцип проблематичности.

Принцип проблематичности является основополагающим принципом. Последовательно усложняющиеся задачи, проблематика или вопросы создают в мышлении ученика проблемную ситуацию, для того, чтобы ему выйти из нее он активно формирует новую информацию при помощи учителя, основываясь на логическом умозаключении, своем или чужом опыте, активно проявляет свою мыслительную деятельность. Следовательно, ученик приобретает новую информацию, новые знания не в готовой формулировке учителя, а в результате собственного активного познавательного процесса, творческого поиска.

Замечание 2

Проблемный принцип решает соответствующие специфические дидактические задачи: разрушает неверные стереотипы, формирует прогрессивные убеждения, создает и развивает экономическое мышление.

Применение проблемного принципа в учебно-познавательном процессе происходит посредством специфической формы проведения занятий, использования специальных педагогических методов и приемов. Проблемный материал необходимо подбирать, учитывая интересы учеников.

Принцип обеспечения адекватной учебно-познавательной работы посредством характера практической задачи.

Составная часть профессиональной подготовки учеников заключается в практическом курсе. Сущность такого принципа в организации учебно-познавательной работы обучающихся по своим характеристикам максимально была приближена к реальной жизнедеятельности. Это обеспечивает вместе с принципом проблемности переход от теоретических осмыслений новой информации к ее практическому восприятию.

Взаимообучающий принцип.

Также важен в организации учебно-познавательной работы обучающихся. Ученики в обучающем процессе активно друг друга обучают, обмениваются своими знаниями, свои опытом, делятся достижениями. Ученики обучаются обобщать, анализировать изучаемое явление или факт, умению с творчеством подойти к использованию своих знаний, учатся делать правильные заключения из своих и чужих ошибок, активизируют и развивают свои умения и знания.

Исследовательский принцип изучаемой проблемы.

Учебно-познавательный процесс должен быть творческим и поисковым, включать в себя элементы обобщения и анализа, систематизации учебных знаний. Изучение какого-либо явления или проблемы должно носить исследовательский характер, это важнейший принцип по активизации учебно-познавательной работы: исследовательский принцип изучаемого явления или проблемы.

Принцип индивидуализации.

Является значимым принципом в учебном процессе. Организует учебно-познавательную работу, учитывая индивидуальные особенности и возможности учеников. В процессе обучения этот принцип приобретает исключительное значение, так как существуют психофизические особенности:

  • состав группы, комплектование аудитории;
  • способность адаптироваться к учебной работе;
  • способность воспринимать новое.

Самообучающий принцип.

Является значимым в учебно-познавательном процессе, регулирует механизм самоконтроля и реализует принцип самообучения. Индивидуализирует учебно-познавательный процесс учеников, основываясь на их личном активном стремлении пополнить и совершенствовать собственные знания и умения, самостоятельно изучать дополнительные литературные источники, получать консультационную поддержку.

Мотивационный принцип.

Активная самостоятельная и коллективная деятельность учеников результативна при наличии определенных стимулов. Вынужденность не должна присутствовать в учебно-познавательном процессе, а должно быть желание решать проблемы, стремление к познанию, поиски истины и доказательств.

Факторы, влияющие на активность учеников

К таким факторам необходимо отнести:

  • профессиональные интересы;
  • творческую направленность учебно-познавательной работы;
  • момент состязательности в учебной работе;
  • игровую направленность проведения уроков.

Профессиональный интерес необходимо учитывать при формировании учебных материалов, которые должны содержать характерную проблематику. Познавательная активность будет происходить посредством заинтересованности исследованием данной проблематики, изучения опыта по ее решению.

Направленность учебно-познавательного процесса

  • Творческая направленность. Творческая направленность учебно-познавательной работы пробуждает у обучающихся творческую заинтересованность, побуждая их самостоятельно и коллективно искать новые знания.
  • Состязательность .Состязательность является главным побудителем к активной жизнедеятельности учеников. Такой метод проявляется на занятиях в игровых формах.
  • Игровая направленность. Игровая направленность проводимых занятий состоит и из фактора профессиональной заинтересованности обучающихся и является эффективным мотивационным процессом мыслительной деятельности учеников. Игровые занятия, организованные правильным образом, содержат пружины для саморазвития. Любой вид игровой деятельности побуждает ее участников к активным действиям.

Если учесть вышеназванные факторы, педагог может найти безошибочный метод по активизации деятельности обучающихся, что вызовет заинтересованность учеников к занятиям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :