Ассоциативное обучение – это процесс обучения, основанный на расширении набора внешних факторов, которые способны приобрести то или иное значение в зависимости от ассоциации, а также с их целостной реакцией организма.
В рамках ассоциативного обучения происходит процесс формирования собственной среды путем извлечения ее функциональных составляющих, которые значимы для поведения.
В данном контексте понятие значение означает расширение приспособленных возможностей организма, который выступает как активный фактор взаимодействия с окружающим миром. Данный процесс возникает в процессе созревания организма. Главный механизм процесса ассоциативного обучения это связь между стимулом и реакцией, в физиологии это называется рефлексом.
Ассоциативная теория основана на ассоциативно-рефлекторной теории И.П. Павлова и И.М. Сеченова, но дидактическая составляющая разработана С.Л. Рубинштейном, А.А. Смирновым, Ю.А. Самариным и П.А. Шеваревым.
Механизм приобретения знаний, формирования умений и навыков, а также развитие способностей имеет четкую определённую последовательность, состоящая из следующих этапов:
Главный этап процесса обучения – это активная мыслительная деятельность решения теоретических и практических учебных задач
Условия получения результата в технологии ассоциативного обучения:
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
Для того чтобы теоритическое мышление прочно вошло в практическое, психологи и педагогики на основе исследований предложили использовать ассоциативный метод.
Ассоциативный метод – метод обучения и запоминания на основе ассоциаций.
Ассоциативный метод в первую очередь работает через ассоциативный образ или ассоциацию, при этом педагоги используют ассоциативные связи по направлениям (цвет, форма, вкус, звук, назначения). При этом в момент практических действия работает механизм стимул – реакция.