Механизмы ассоциативного обучения


Механизмы ассоциативного обучения

Понятие ассоциативного обучения

Определение 1

Ассоциативное обучение – это процесс обучения, основанный на расширении набора внешних факторов, которые способны приобрести то или иное значение в зависимости от ассоциации, а также с их целостной реакцией организма.

В рамках ассоциативного обучения происходит процесс формирования собственной среды путем извлечения ее функциональных составляющих, которые значимы для поведения.

В данном контексте понятие значение означает расширение приспособленных возможностей организма, который выступает как активный фактор взаимодействия с окружающим миром. Данный процесс возникает в процессе созревания организма. Главный механизм процесса ассоциативного обучения это связь между стимулом и реакцией, в физиологии это называется рефлексом.

Замечание 1

Ассоциативная теория основана на ассоциативно-рефлекторной теории И.П. Павлова и И.М. Сеченова, но дидактическая составляющая разработана С.Л. Рубинштейном, А.А. Смирновым, Ю.А. Самариным и П.А. Шеваревым.

Основные положения теории ассоциативного обучения

  1. Процесс усвоения знаний, развития личных качеств и формирование умений и навыков связан с образованием в сознании человека разнообразных ассоциаций, как простых так и сложных.
  2. Механизм приобретения знаний, формирования умений и навыков, а также развитие способностей имеет четкую определённую последовательность, состоящая из следующих этапов:

    • восприятие материала
    • осмысление, которое доведено до понимания связей и противоречий
    • процесс запоминания и сохранения в памяти
    • применение материала в практической деятельности
  3. Главный этап процесса обучения – это активная мыслительная деятельность решения теоретических и практических учебных задач

  4. Условия получения результата в технологии ассоциативного обучения:

    • Формирование активного отношения к процессу обучения
    • Преподнесение учебного материала в строгой последовательности
    • Закрепление материала в практической деятельности посредством упражнений
    • Упражнение – это повторное выполнение действий с целью усвоения знаний
    • Применение знаний на протяжении учебной деятельности и использование в служебной

Основные практические положения теории ассоциативной обучения

  1. Основа для овладения учебным материалом – восприятие. Восприятие в учебной деятельности используется через органы чувств: слуховые, двигательное, зрительные и т.д.
  2. При большом объеме материала, то для его восприятия необходимо использовать следующие приемы: выделение главное, подчеркивание, использование цветов и т.д.
  3. В процессе активизации осмысления как части процесса обучения, необходимо сделать материал доступным, логически связанным, актуальным.
  4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

    • составление конспекта изученного;
    • повторение;
    • рассказ;
    • объяснение;
    • показ усвоенного товарищу;
    • применение полученных знаний в практической деятельности.

Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

Ассоциативный метод обучения

Для того чтобы теоритическое мышление прочно вошло в практическое, психологи и педагогики на основе исследований предложили использовать ассоциативный метод.

Определение 2

Ассоциативный метод – метод обучения и запоминания на основе ассоциаций.

Ассоциативный метод в первую очередь работает через ассоциативный образ или ассоциацию, при этом педагоги используют ассоциативные связи по направлениям (цвет, форма, вкус, звук, назначения). При этом в момент практических действия работает механизм стимул – реакция.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :