Учебно-воспитательная работа – это процесс прямого воплощения целей и задач педагогической деятельности и всего педагогического процесса.
Субъектом учебно-воспитательной работы считается педагог, с обязательным педагогическим образование, который осознает себя как ответственного за подготовку подрастающих поколений перед обществом.
При этом стоит учесть, что для педагога важно развивать собственное мировоззрение, генерировать нравственно-этическое нормы (свои поведением), постоянно совершенствовать свои способности, а также улучшать организацию взаимодействия с учениками. Объектом учебно-воспитательной работы является ребенок, который является развивающейся личностью, преобразуемая в соответствии с педагогическими целями воспитания и обучения.
Главная цель учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы при использовании педагогом разнообразных методов и форм воспитания и обучения, при этом добиваясь всестороннего развития детей, формирование у них определенных социальных и психологических качеств, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Методы и формы учебно-воспитательной работы находятся в прямой зависимости друг от друга, и если форма обозначает способ организации работы, и в соответствии с формой проведения учебно-воспитательной работы педагог определяет основные методы. К ним можно отнести следующие методы учебно-воспитательного воздействия: игра, деятельность, слово.
Рассмотрим основные формы организации воспитательной работы:
Также помимо указанных выше форм выделяются групповые, индивидуальные и массовые формы учебно-воспитательной работы. Все они зависят от задач и направления организации учебно-воспитательной работы.
Основное содержание учебно-воспитательной работы определяется учебно-воспитательным планом и программой.
Учебный план – документ в котором дается перечень учебных предметов необходимых для того или иного учебного заведения на основании его целей и задач.
В целом, планирование учебной и воспитательной деятельности является одной из основных задач учителя, и определяет успешность выполнения работы. При планировании педагог учитывает нормативные документ, проблемы воспитания учащихся. При этом план состоит из всех мероприятий необходимых для решения задач воспитания, соответствует возрасту воспитанников, имеет последовательность и четкие границы.