Понятие «образовательное пространство» недостаточно исследовано в науке, поэтому может рассматриваться с разных позиций, в зависимости от подхода конкретного ученого.
Если взглянуть на данное понятие с мировых позиций, то можно говорить об образовательном пространстве в мировом масштабе. К нему относится та часть стран, которые присоединились к реформам Болонского процесса.
Приращение этого пространства происходит с помощью присоединения стран, желающих участвовать в реформе высшего образования, тем самым повышая уровень высшего профессионального образования в своей стране. Кроме того это дает реальную возможность обучения студентам и стажировки преподавателям в вузе за рубежом в странах- участницах Болонского процесса.
С этой точки зрения можно выделить три уровня образовательного пространства:
С точки зрения образовательного пространства как поликультурной системы образования в мире в соответствии с менталитетом можно выделить следующие уровни:
Кроме того уровни образовательного пространства в мире могут определяться рейтингом высшего профессионального образования. Лидером здесь считается США (первый уровень). Лучший вуз России МГУ находится на 183 месте (соответствующий уровень).
Выделим два уровня образовательного пространства с различными реформами системы образования:
Исследователи отмечают тенденции обоих процессов в российском реформировании системы образования, из чего можно сделать предположение о негласном существовании третьего уровня, интегрирующего вышеназванные два.
Несмотря на то, что российский город Нижний Новгород выиграл возможности реализации Болонского процесса, и российские преподаватели могут получать образование в Италии в течение года, что отражается в дипломе, а сама Россия проводит реформы директивно, кардинально ломая предыдущую систему образования, по мнению некоторых ученых уровень образовательного пространства в нашей стране все еще остается нмзким.
Вместе с тем уровни образовательного пространства могут предполагать иную иерархию, если под образовательным пространством понимать систему образования внутри одного государства.
В этом случае уровни образовательного пространства следующие:
Если под образовательным пространством понимать систему образовательных учреждений со всем комплексом данных организаций, то можно выделить следующие уровни образовательного пространства (2016):
При этом данная иерархия под влиянием Болонского процесса также несколько видоизменилась на уровнях вузовского и послевузовского образования.
Переход на двухуровневое образование логически объясняет идею непрерывного образования, что является для выпускников-бакалавров с получением диплома некоторым противоречием, так как у них возникает чувство завершенности обучения.
Вместе с тем сокращение периода обучения (бакалавриат вместо специалитета) экономически выгодно, так как менее затратно. Деятельностный подход используется, чтобы обучающиеся могли легко перейти на практически самостоятельное образование.
Введение бакалавриата обусловлено тем, что высшее образование стало явлением массовым и в то же время некачественным по причине, в том числе, его коммерциализации, отсутствия рабочих мест для выпускников вузов, отсутствие интереса выпускников работать по специальности. В то время как бакалавриат позволяет получить некоторые навыки и знания, а работу выпускники, как правило, уже имеют, не задумываясь о специальности.
В результате реформ Болонского процесса в образовательном пространстве высшей школы нашей страны образовано несколько уровней. Некоторые из них находятся еще в стадии реформирования:
По функции, которые может выполнять образовательное пространство, выделяются следующие уровни:
Таким образом, уровни образовательного пространства многогранны по причине различных значений, в которых данное понятие может пониматься и употребляться. Многие моменты по данному вопросу находятся в стадии реформирования, поэтому неопределенны, противоречивы и требуют дальнейших разработок, исследований, апробаций.