Упражнения для логопедии


Упражнения для логопедии

Логопедия дома

В современном мире уделяется большое внимание всестороннему развитию ребенка. Важное значение в этом направлении отводится коррекции речевых отклонений, при их наличии. Если вы посетили логопеда, который выявил те или иные отклонения в речевом развитии вашего ребенка, то необходимо проводить логопедическую терапию, направленную на устранение и коррекцию, имеющихся нарушений. Эта терапия не всегда требует участия профессиональных логопедов. Большинство занятий являются простыми в освоении и вполне доступными для каждого родителя. Освоив простую технику домашних логопедических упражнений, вы сможете заниматься с ребенком в любое удобное время.

Нарушения в звуковых произношениях – явление достаточно распространенное и часто встречаемое у детей, разных возрастов. Картавость, шепелявость, замена букв, пропуск сложных звуков – относятся к наиболее популярным проблемам в речевых отклонениях. Справиться с ними достаточно просто – логопедические занятия в домашних условиях являются оптимальным вариантом. Тем более, что сейчас имеется множество логопедической литературы, помогающей в проведении домашних занятий. Как правило, все они ориентированы на занятия детей с трех летнего возраста.

Результативность домашних логопедических занятий обусловлена выполнением ряда условий:

  • Упражнения должны иметь форму игры и ни в коем случае не давать ребенку понимания об их истинном предназначении, поскольку это может привести к потере интереса к ним и развить некоторые комплексы;
  • Проведение занятий должно иметь определенные временные рамки. Следует начинать занятие с малого количества времени – 3-5 минут, постепенно его увеличивать и в итоге дойти до 15-20 минут, но не более того;
  • Равномерно распределять упражнения, а точнее игровые задания в течение дня, что обеспечит их более эффективное действие;
  • Необходимо хвалить и поощрять ребенка за его успехи и не акцентировать внимание на промахах;
  • Упражнения должны проводиться в то время, когда ребенок наиболее бодр и готов к занимательной игре;
  • Необходимо быть качественным объектом для подражания. Ребенок внимательно отслеживает мимику, жесты и произношение взрослых, поэтому следует произносить все звуки и слова четко, громко, смотря в глаза ребенку;
  • При выполнении упражнений важно учитывать их особенности и время проведения. Например, явления природы, времена года, необходимо изучать во время их прохождения/наличия.

Учитывайте настроение ребенка и его готовность к восприятию новой информации.



Рисунок 1.

Применение игр в речевом развитии ребенка

Замечание 1

Игры считаются наиболее оптимальным и эффективным методом борьбы с речевыми нарушениями, особенно у детей дошкольного возраста.

Игра, построенная на основе приемов и методов коррекционной логопедии и ориентированная на улучшение речевых функций, привлекает ребенка своей увлекательностью, мотивирует к последующему продолжению занятий и приносит огромную пользу для развития речевых навыков. При проведении логопедической терапии в форме игры, происходит развитие речи ребенка, формируется правильное звуковое произношение и в сознании ребенка закрепляются новые слова и звуковые комбинации. Помимо этого происходит своеобразная закладка фундамента для будущей интеллектуальной и познавательной деятельности и развития соответствующих способностей.

Видовое разнообразие логопедических игровых занятий огромно. Прежде всего, его выбор зависит от конкретного речевого дефекта и индивидуальной специфики развития ребенка. Любые упражнения в игровой форме имеют наибольший успех при применении различных средств, особенно наглядных пособий: картинок, плакатов, муляжей и т.д.



Рисунок 2.

Основные этапы домашних логопедических занятий

Логопедическая терапия в домашних условиях имеет определенную специфику, требует соблюдения ряда требований и включает несколько основных этапов ее проведения. К ним относятся:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Упражнения для органов артикуляции.
  3. Игровые упражнения на развитие слуха, звукоподражания, логоритмики.
  4. Упражнения на речевое развитие, усвоения новых слов и звуковых комбинаций.

Пальчиковая гимнастика предполагает проведение мелких движений руками, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики и является продуктивной тренировкой для отдельных участков коры головного мозга. Хорошо, если движения дополняются речевым сопровождением, что в разы повышает их продуктивность. Можно заняться изучением стихотворений, песен, загадок, пословиц и поговорок во время пальчиковой гимнастики.

Пальчиковых упражнений существует огромное множество. Наиболее популярными и разносторонне применимыми являются:

  1. Поглаживание рук – одной другую;
  2. Пальчиковый массаж;
  3. Поочередное совмещение большого пальца руки с другими пальцами;
  4. Совмещение пальцев одной руки с пальцами другой.

Упражнения, ориентированные на развитие органов артикуляции способствуют развитию амплитуды движений. Они проводятся перед звуковым произношением и предшествуют каждому произношению. Причем, некоторые упражнения могут проводится в статике, а некоторые в динамике. При статическом выполнении, требуется занятие постоянного положения органами артикуляции и его сохранение в течение определенного временного промежутка. Конечно, детям не так – то просто выполнять их, но зато они являются весьма эффективными. Динамические упражнения предполагают постоянное движение органами артикуляции – языком, губами.

Замечание 2

Все артикуляционные упражнения ориентированы на развитие тех мышц, которые используются при звуковом произношении плохо проговариваемых ребенком звуков. К ним относятся упражнения на развитие языковых мышц, мышц щек и губ.

Лучше всего, если эти упражнения выполнять перед зеркалом. Ребенок видит, что и как делают его органы артикуляции.



Рисунок 3.

Логопедические упражнения на развитие слуха в основном базируются на звукоподражании. Они особенно эффективны в раннем возрасте, на стадии речевого развития, поскольку могут оказать важную положительную роль в ее становлении. Основными упражнениями этой группы являются:

  • Угадывание звона предмета и его местоположения.
  • Угадывание направления, откуда доносится конкретный звук.
  • Подражание звукам, которые издают животные.
  • Копирование бытовых звуков – вода капает, машина сигналит и т.д.

Немаловажное значение имеют логоритмические упражнения, поскольку они развивают не только слух, но и чувство ритма, а также очень увлекают ребенка. Движения и звуковые произношения производятся под специальную музыку и очень нравятся всем деткам.

Занятия, ориентированные на речевое развитие проходят в два основных направления:

  1. Словарная работа, включающая изучение слов, описывающих предметы и явления окружающего мира.
  2. Грамматическая подготовка, состоящая из ознакомления правильного применения слов, в нужной форме и верной грамматической конструкции

Важно использовать наглядный материал для изучения предметов и явлений. Ребенок должен быть заинтересован и увлечен процессом

При занятиях стоит обращать внимание на использование ребенком правильных падежей и склонений – это наиболее распространенная ошибка, на которую нужно обращать внимание и поправлять малыша.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :