Вопрос управления образовательным пространством в современных условиях образования имеет довольно сложную историю и напрямую связан с реформированием образовательной системы, которое началось в 1988 году в г. Болонье. Процесс реформирования европейской системы образования начался с идеи ректоров университетов о доступности и непрерывности образования (1988).
Эту идею в 1999 году приняли министры 28 стран с дополнительными задачами возможности получения образования на территориях стран соглашения любым желающим и дополнительным вкладышем в диплом с возможностью трудоустройства на тех же территориях, а также пребыванием в течение одного семестра студентом на территории стран заключенного соглашения, что отражает реформирование образовательной системы на уровне государства.
Данная реформа получила наименование Болонского процесса. Однако к 2010 году не все идеи были реализованы, так как в Болонском процессе принимают участие:
В 2005 году 45 министров подписали отказ от участия в реформах, передавая инициативу их продолжения университетам, мотивируя реализованностью проведенных реформ.
Вместе с тем министры вновь перехватили инициативу в реформировании высшего образования с предложениями использования инструмента качества образования, доступности образования студентам с низким достатком, с предоставлением равных гендерных возможностей обучающимся, а также новыми наименованиями академических степеней. В то время как ректоры университетов предполагали автономность существования вузов и их реформирования.
В 2000-2002 году начался Копенгагенский процесс, инициатором которого были только министры стран Европейского союза. Причиной проведения реформ образования являются:
В связи с этим были созданы условия для привлечения рабочей силы из среды молодёжи, которая может иметь возможность одновременно с окончанием школы получать специальность на ступени начального и среднего профессионального образования, затем трудиться, одновременно получая высшее образование. Отсюда тенденция к возникновению открытых образовательных ресурсов и востребованность дистанционного обучения среди европейцев.
Для обучения взрослых создаются также специальные условия: разрабатываются программы и возможности обучения без отрыва от работы. Для иммигрантов предлагается возможность подтверждения специальности и трудоустройства по ней или получение новой специальности.
В России на данном этапе считается, по мнению отдельных исследователей, неприемлемым вмешательство государства в вузовскую систему образования, так как русская ментальность предполагает веру в непогрешимость и качество российского образования на мировом рынке, несмотря на рейтинги в Европе. Поэтому ожидать выхода России из Болонского процесса не приходится.
По мнению отдельных исследователей, реформа Копенгагенского процесса также в условиях российской действительности труднопроводима, в связи с большим разрывом профессионального начального, среднего и высшего образования российской школы.
Вместе с тем можно заметить, что оба процесса все же оказывают влияние на становление всей системы образования в России. В частности, внедрение электронных ресурсов, автоматизированного документооборота в рамках вуза, последовательное введение идеи доступности и непрерывности образования в рамках деятельностного и личностно-ориентированного подхода.
По окончанию средней школы ужесточены требования поступления в 10-11 классы, что отражает решение проблемы старения населения и привлечения молодежи к трудовой деятельности и более раннему получению профессии с целью самообеспечения и дальнейшего получения высшего образования. Начальное и среднее профессиональное образование стремятся сделать привлекательным для современной молодёжи и родителей. Таким образом, процесс управления образовательным пространством на современном этапе в нашей стране обусловлен приращением российского образовательного пространства к европейскому образовательному пространству.
Рассмотрим особенности управления образовательным пространством детальнее в связи с проблемой качества образования.
Понимание управления качеством образования неоднозначно и противоречиво, в связи с отсутствием в законе «Об образовании» формулировки цели образования.
Главным критерием управления качеством является обратная связь, которую дает потребитель.
Вместе с тем узнать мнение потребителя в данной ситуации затруднительно, так как знания, умения и навыки являются результатом совместного труда преподавателя и обучающегося, а качество обусловлено лишь трудом преподавателя, то есть образовательными услугами.
В настоящее время учебные заведения вынуждены управлять образовательными услугами и разрабатывать их, чтобы быть конкурентоспособными. В связи с тем, что вузы должны обеспечивать профессиональными кадрами страну, то их роль в экономике государства огромна. Именно поэтому возникла экономическая необходимость управления разработки образовательных услуг.
Проверка качества образования происходит по двум направлениям: соответствие стандарту и запросам потребителя. В образовании определение соответствие запросам потребителя на данном этапе является приоритетной задачей государства.
Управление качеством образования пронизывает всю систему образования в стране от образовательных учреждений, программ и стандартов к ресурсам (кадровым, методическим, финансовым, научным, межведомственным).
Все это контролируется качеством управления в регионе и муниципальных образований во всех типах образовательных учреждений (ДОО, начальной средней общей и средней полной школы, начальной, средней и высшей профподготовки).
Управление качеством образования может осуществляться на уровне одного направления.
На уровне региона может определяться линия качества воспитательной работы: от предложения разработанной программы для потребителей на уровне региона, затем ее внедрения в городе, муниципального образования, района и образовательного учреждения. Проведение мониторинга, анализа полученных результатов позволит определить качество внедрения программы и степени удовлетворённости конечных потребителей.
Таким образом, управление образовательным пространством на современном этапе обусловлено мировыми преобразованиями в системе образования, что находит отражение даже в отдельной дошкольной образовательной организации нашей страны.