Трудовое воспитание представляет собой формирование социально-ценностного отношения к труду.
Цели трудового воспитания – формировать добросовестный, творческий, ответственный подход к труду, подход к труду как к основополагающей жизненной ценности.
Реализация целей происходит через психологическую и практическую подготовку школьника к труду.
Психологическая подготовка к труду содержит в себе:
Практическая подготовка к труду содержит в себе:
Все перечисленные направления работы являются задачами трудового воспитания.
Обобщенные педагогические характеристики труда как компонента воспитательной системы состоят в следующем.
Труд – это средство воспитания детей, которое влияет на формирование их личности. В современной психологии формирование личности рассматривается в виде динамического единства процесса индивидуализации – приобретения все наибольшей независимости, автономности личности – и ее социализации – расширения и углубления связей с различными сферами жизнедеятельности общества, овладения опытом, накопленным предыдущими поколениями. В воспитательной системе труд выступает сферой развития индивидуальности школьников. Это достигается многообразием объектов труда, которые доступны и привлекательны для детей разного возраста, степенью их участия в определении содержания и средства трудовой деятельности, возможностью формирования трудовой умелости: сноровки, смекалки, трудовой мотивации.
Труд как организатор жизни ребенка, формирует и усиливает целостность школьной жизни, а также упорядочивает, обогащает воспитательную систему. Наравне с иными видами деятельности, такими как: познавательная, художественная, спортивная, общественная, – труд в качестве независимой сферы позволяет удовлетворить групповые, коллективные стремления, утверждать существенные для коллектива ценности.
Труд школьника - источник утилитарных ценностей, возможность удовлетворения непосредственных материальных нужд класса, школы, их ближайшего окружения. Безусловно, воспитательное достоинство данного труда не столь большое, как остальных его видов. Но опыт гуманистической педагогики показывает, что труд, который вводится в воспитательную систему ввиду утилитарного соображения, может быть переведен в наиболее высокое педагогическое положение. При этом бытовые, хозяйственные нужды, материальная польза главенствуют в сознании детей лишь в начальный период. Потом они уступают место новому переживанию, связанному с радостью совместного труда, с возникновением коллективных взаимоотношений.
Труд является элементом школьного обучения, в каждой трудовой деятельности важна обучающая сторона, т. к. она дает воспитаннику средства достижения трудовых целей, делает возможным усложнение задумки, обогащение содержания.
В учебном процессе трудовое обучение исполняет ряд функций:
Чтобы развить трудовые привычки, нужно давать детям постоянные и временные поручения (обязанности). Однако при этом не стоит выполнять их за детей, если они о них по какой-то причине забыли, заигрались и т. д.
Дети должны выполнять не только то, что им интересно в этот момент, но и то, что не вызывает особенного интереса, а порой кажется и откровенно скучным. Решающим моментом в трудовых усилиях должна быть не их увлекательность, а их польза, общественная необходимость. Родители должны воспитать у детей способность терпеливо и без пререканий выполнять работу не самую творческую и приятную.
Для воспитания трудовой привычки А. С. Макаренко предлагал применять такие методы, как метод поручения, упражнения, приучения, метод просьб, возбуждения личной инициативы, принуждения.
Просьба предоставляет детям свободу выбора. Ее применяют тогда, когда уверены, что дети ее с удовольствием выполнят. Поручения применяются в той ситуации, если есть сомнение в том, выполнят ли дети просьбу. Поручения даются спокойным, уверенным, деловым тоном.
Поощрения и наказания применять не рекомендуется. Наилучшая награда для ребенка - признание его работы хорошей, одобрение его изобретательности, смекалки, методов работы. Сами решения трудовых задач уже должны доставлять ему моральное удовольствие.