Трудовое воспитание школьников


Трудовое воспитание школьников

Задачи и содержание

Определение 1

Трудовое воспитание - это важная предпосылка всестороннего гармоничного формирования личности.

Целями трудового воспитания являются:

  • формирование добросовестного, ответственного и творческого отношения к труду;
  • накопление профессионального опыта как условия исполнения важных обязанностей.

Трудовое воспитание детей начинается с развития в семье и школе элементарного представления о трудовой обязанности. Труд был и остается нужным и важнейшим средством формирования психики и нравственного представления.

Трудовая деятельность должна стать для школьника естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание связано с политехнической подготовкой учеников. Политехническое образование обеспечивает знание основ техники, технологии и организации производства; вооружает учеников общетрудовыми знаниями и навыками; формирует творческое отношение к труду; способствует верному выбору профессии.

Так, политехническое образование является основой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются такие задачи трудового воспитания учеников:

  • развитие у учеников позитивного отношения к труду как наивысшей ценности в жизни, высокого социального мотива трудовой деятельности;
  • формирование познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремление использовать знания в практической деятельности;
  • воспитание моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целенаправленности и предприимчивости;
  • вооружение учеников многообразными трудовыми умениями и навыками, развитие основ культуры умственного и физического труда

Формы и методы

Содержание трудового воспитания устанавливается названными задачами, а также рядами экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностью и традициями школ и т.д.

Труд людей, которые заняты в области материального производства содержат разнообразные формы деятельности, ознакомление с которыми в процессе обучения в школах способствует подготовке учеников к жизни, к творческому труду

Замечание 1

Трудовая подготовка учеников не ограничивается лишь учебными занятиями. Во Дворце молодежи, на станции юных техников, в техническом клубе и кружке в свободное от учебы время школьники занимаются моделированием, конструированием и изготовлением приборов, механизмов и машин. Такие занятия способствуют расширению технического кругозора, воспитывают трудолюбие, формируют инициативу и творческое мышление.

Творческую активность школьника повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление наилучшей модели, прибора, наглядных пособий.

Дать школьнику трудовые навыки и умение - это еще не означает подготовить его к жизни, к работе.

Последнее достигается благодаря приобщению школьника к многообразным видам коллективного общественно-полезного, а также производительного труда, который является основным средством трудового воспитания при педагогически правильной подготовке.

Обширно распространенные формы вовлечения учеников в общественно-полезный, производительный труд - трудовые объединения школьников.

Формами трудового воспитания являются:

  • система моральных и материальных поощрений;
  • предоставление обширных возможностей для развития своих задатков и способностей;
  • подготовка молодых поколений к труду способами семейного воспитания и в учебном заведении;
  • применение СМИ с целью трудового воспитания.

Условия труда для школьников

Труд становится действительно воспитывающим фактором при таких условиях:

  1. Труд учеников должен быть общественно полезен. Школьники должны осознать, что их труд представляет установленную общественную значимость, приносит пользу человеку, группе, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольных участках, оформление школы, ремонт школьной мебели, озеленение школьного двора, строительство школьных спортивных площадок).
  2. Итогом труда непременно должны быть полезные продукты, имеющие установленную общественную ценность. Школьники должны ясно, очевидно видеть реальный результат своего труда. Тут весьма важно на деле познакомить школьников с общественным назначением плодов его труда, показать ученикам кому необходим их труд. Но если школьник не видит, что его работа полезна, у него пропадает желание работать, он работает по принуждению.
  3. Труд школьников должен быть коллективным. Коллективный труд - это выполнение общей трудовой задачи, это труд, который объединен общими целями. Лишь такой труд воспитывает умение подчинить свое поведение интересам коллектива. Именно в коллективе развиваются и выражаются нравственные качества любого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, исполнение которых не под силу одному человеку, дает возможность школьнику получить опыт взаимной трудовой помощи и солидарности.
  4. Труд школьников должен быть инициативен. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьнику возможность выразить инициативу, стремиться к новому, к поиску. Чем больше интеллектуального усилия требует труд, тем с наибольшей готовностью занимается им школьник.
  5. В труде должны использоваться разные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Помогает формировать независимость навык руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности самокоординация.
  6. Труд школьника должен быть посилен для него. Если труд непосильный, то он угнетающе действует на психику, и ученики могут терять веру в себя, отказываясь исполнять даже посильную работу.
  7. По возможности труд школьника должен быть увязанным с их учебной деятельностью. Должна быть обеспечена взаимосвязь между теоретическим знанием школьника и практической трудовой деятельностью.
  8. Совсем недопустимы наказания школьника трудом. Труд воспитывает в том случае, если он не является для школьников принуждением, наказанием. С воспитательной целью можно наказать школьников лишением права трудиться в коллективе.
  9. Нужно требовать от школьников не просто исполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережливого отношения к оборудованию, материалу, орудию труда. Если все указанные условия соблюдены, то труд для школьников становится очень привлекательной деятельностью, пробуждает у них чувство морального удовлетворения. В данном труде они получают практический опыт правильного общественного поведения, у них развивается такая нравственная черта, как уважение к человеку труда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :