Труд – это важное средство воспитания с дошкольного возраста; в процессе труда развивается личность, складываются коллективные взаимоотношения. Труд ребенка дошкольного возраста является непременной частью воспитания. Все процессы воспитания детей могут и должны быть организованы так, чтобы они научились понимать пользу и значимость труда для себя и для всего коллектива.
Труд — это деятельность, которая направлена на развитие человека и преобразование природных ресурсов в материальное, интеллектуальное и духовное благо. Данная деятельность может реализовываться или по принуждению, или по внутренним побуждениям, или по тому и другому.
Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитываются с раннего детства. Труд должен быть творческим, т.к. именно творческий труд делает людей духовно богатыми. Труд способствует физическому развитию человека. И, к тому же, труд должен приносить радость, счастье. Кроме того, труд - это выражение взаимной заботы людей.
Значение труду придавалось всегда. И зачастую в истории педагогики проблема трудового воспитания ребенка ставилась на первое место, хотя бывали в ней различные моменты - порой интерес к трудовому воспитанию остывал и утихал, порой разгорался с еще большей силой, чем раньше (например, в послереволюционный период).
На сегодняшний день интересно хотя бы в общих чертах исследовать тенденции в формировании трудового воспитания на протяжениях всей истории педагогики, так как они оказали устанавливающее воздействие на содержание воспитания ребенка в общественных учреждениях. А так как сегодня мы усматриваем тенденции «забвения» этой важной проблемы, что ведет к проблемам, которые связаны с задержкой в формировании личности ребенка, поэтому значение внимательного исследования молодыми специалистами данного вопроса очевидно.
Одним из важнейших средств нравственного воспитания является организация трудовой деятельности ребенка. Исследователь П. Кергомар исходила из положения, что такая деятельность является жизненной потребностью, которая «выражается в первые же часы по рождении». Поначалу это движения ручек и ножек младенцев, потом ползание и бегание, позднее поиск препятствий в целях преодолеть их.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность ребенка. В границах современного педагогического взгляда на трудовое воспитание акцент должен быть перенесен на личностное развитие детей: какие стили поведения и отношения к различным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть привиты детьми и как они обогащают личность.
Так как труд — это деятельность общественная, коллективная, появляются потребности в средствах её организаций. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей появляется и «потребность что-либо сказать друг другу», и предмет «разговора».
Прежде всего, с трудом мы связываем поведение взрослого человека, который ведет активную работу в какой-либо сфере. Но никак нельзя забыть и о том, что формирование надлежащего отношения к труду у ребенка позволит ему в последующем стать полноценно сформированной личностью, которая будет полностью интегрирована в общество, и полностью дееспособной. Немалая роль тут отводятся воспитанию трудовых качеств в условиях семьи.
Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду нужно для его всестороннего развития:
В особенности важен труд для нравственного воспитания детей. В труде воспитывается независимость, развивается инициатива, ответственность.
Рисунок 1. Формы мероприятий по трудовому воспитанию
Зачастую родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще маленькие и многого не умеют. Типичные ошибки родителей состоят в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и исполнении за них бытового, учебного труда, неверном стимулировании детского труда (плата за труд, за учебу, обещания дорогих подарков). Порой отцы и матери не умеют верно организовать труд детей в семье (ограничиваются и довольствуются разовым поручением, не дают постоянных и на продолжительное время).
Огромное значение в трудовом воспитании ребенка имеет пример взрослых, который достоин подражания. Пример действует намного сильнее внушения, нотаций, убеждений. Но, к сожалению, не всегда взрослые люди подают достойные примеры. В семье можно часто наблюдать такую картину, когда папа сидит на диване перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит еду. Да есть еще и иные домашние дела, но ей никто не помогает. Каждая ее просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. Дети в таком семействе не будут приучены помогать взрослым, а ведь совместный труд необходим для их развития. В воспитании трудолюбия большое значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Более результативной манерой обращения стоит считать просьбу, а также обращение к детям в форме советов, рекомендаций.
Ребенок читает книгу, он занят учебой. Матери понадобилась помощь сына, и она дала распоряжение: “Срочно пойди в магазин и купи необходимые для дома продукты”. Данная форма трудового задания вызывает раздражение и протест у ребенка. Результат был бы другим, если бы мать обратилась к сыну с просьбой исполнить ее поручение, да еще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когда он делает уроки. Просьба – это показатель уважения к личности ребенка, и она исполняется наиболее охотно.
Труд физически закаляет детей, так как многие его виды они исполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способны к напряжению сил, преодолению сложностей.