Нормальное речевое развитие обусловлено процессом психофизического развития ребенка в его естественным протеканием. Если центральная нервная система функционирует должным образом, отсутствуют нарушения в работе органов чувств, с детьми занимаются, общаются, беседуют, то речь будет формироваться естественным образом. Если же, у ребенка наблюдаются дефекты речевого развития при отсутствии сопутствующих заболеваний, то следует говорить о речевых патологиях развития.
Тяжелые нарушения речи являются особым видом отклонений в речевом развитии, связанным с нарушением формирования составных элементов речевой системы – грамматики, фонетики, лексики, звукопроизношения, просодической организации звукового потока. Тяжелые речевые нарушения имеют место быть, если в умственном развитии ребенка не имеется нарушений и слух развит нормально.
Чтобы отнести речевой дефект к тяжелому отклонению, он должен быть поставлен таким образом, что ребенок может обучаться и усваивать учебно-воспитательную программу в стандартном учебном заведении и ему не требуется для этого логопедическая терапия.
Развитие детей с ТНР обладает следующими особенностями:
Наиболее распространенными тяжелыми речевыми нарушениями являются:
Рисунок 1.
Причина возникновения ТНР являются многие факторы, среди которых можно отметить факторы внутреннего воздействия – эндогенные и внешнего влияния – экзогенные. К эндогенным факторам относятся различные внутриутробные патологии и проблемы развития плода. А внешние факторы обусловлены той средой и атмосферой, в которой растет и воспитывается ребенок, семейной обстановкой, взаимоотношениями в семье и с ребенком, воспитанием ребенка родителями, имеющими отклонения в развитии.
У детей с ТНР наблюдается недоразвитие всей познавательной деятельности. Особенно остро оно проявляется на стадии произвольности и осознанности. Детям достаточно сложно переключать внимание с одного процесса на другой, быстро реагировать, возникают проблемы с запоминаем и эмоциональным контролем, память нарушается. При наличии тяжелых речевых патологий, дети обучаются в специализированных учреждениях.
При наличии у ребенка тяжелых речевых патологий, неважно какой именно формы, происходит нарушение письменной речи – дисграфия. Эта форма речевого нарушения проявляется в полном или частичном нарушении письменной речи у ребенка.
Возникновение проблем с письменной речью связано с тем, что освоение этого речевого навыка требует одновременного включения в работу нескольких анализаторов – речезвукового, речедвигательного, визуального, общей двигательной активности. Поэтому, при наличии нарушений в устной речи, процесс овладения письмом становится затруднительным.
Письменная речь требует проведения анализа звукового состава слова. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность расположения звуков в слове и правильно их написать. Каждый звук должен представляться в виде конкретного зрительного образа. Чтобы нормально овладеть письменными навыками требуется развитие моторной операции письма т.е. визуальные образы звуков должны воспроизводиться посредством движения рук. При тяжелых речевых нарушениях происходит недоразвитие какой-либо области, отвечающей за формирование нормальной письменной речи.
Дисграфия может проявляться в таких формах как:
Алилия представляет собой тяжелое нарушение речевого развития, возникающее из-за разрушения речевых областей коры головного мозга во время внутриутробного развития или на начальном этапе развития ребенка.
Алалия протекает в двух основных формах:
Алалия проявляется посредством полного отсутствия речи у ребенка или его значительным недоразвитием, дефицитом словарного запаса и конструктивного построения. Речь может восприниматься, но не обрабатываться и производится, а могут быть и проблемы, связанные с восприятием речи и ее пониманием.