Типы воспитания в семье


Типы воспитания в семье

Воспитательные возможности семьи

Семья является промежуточной ступенью между ребенком и обществом. В семье происходит развитие личности с ранних лет, закладываются основные духовные нормы, прививаются нравственные принципы, формируются представления об окружающем мире: природе и общественной сфере.

Замечание 1

Именно в семье происходит формирование у человека основных общечеловеческих свойств и ценностей: доброта, честность, справедливость, честолюбие, самоотверженность, милосердие, великодушие, терпимость, верность, честь и долг.

Если эти качества не будут заложены в процессе воспитания, то дальнейшее развитие ребенка может сопровождаться многими проблемами. Ребенок может вырасти эгоистом, проявлять агрессию к другим людям, был злым и черствым, не проявлять уважение к другим людям и их интересам, вести себя асоциально.

Семейное воспитание очень важно и ценно для общества. В семье происходит воспитание по следующим направлениям:

  • Патриотическое воспитание;
  • Эстетическое воспитание;
  • Этнокультурное воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Физическое воспитание;
  • Гендерное воспитание;
  • Половое воспитание.

Семья является педагогическим институтом, в который ребенок попадает с самого рождения и пребывает в ней на протяжении длительного периода жизни. Ребенок постоянно находится в семье и ориентируется в своем поведении на убеждения, идеалы, ценности и воззрения ее членов. От поведения родителей зависит успешное воспитание ребенка, поскольку он копирует их поведение и воспроизводит его в своей жизнедеятельности. Часто это происходит непроизвольно, неосознанно.

Специфика семейного воспитания заключается в его эмоциональном и чувственном настрое, устойчивом воздействии, стабильности и длительности. Его эффективность, во многом, определяется семейным климатом, взаимоотношениями между родителями и их личностными качествами. От того, каким образом родители выстраивают взаимоотношения между собой и, как они относятся к ребенку, зависит последующее принятие себя и своей значимости ребенком.

Замечание 2

В условиях современного развития общества прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи. Это связано с тем, что в настоящее время, финансовая нестабильность требует постоянной, активной трудовой деятельности родителей, причем обоих, для обеспечения своей семьи, нормального удовлетворения всех ее потребностей. Это вызывает нехватку времени на воспитание детей, а также приводит к тому, что простое общение между членами семьи, родителями и детьми в разы сокращается.

Кроме того, имеется тенденция к расширению ценностной пропасти между поколениями, из-за чего происходит их отдаление. Развивается множество неблагоприятных факторов в общественном устройстве – политического, экономического, социального, культурного характера, которые оказывают непосредственное влияние на формирование семейного климата.

Типы семейного воспитания

Тип семейного воспитания представляет собой построение взаимоотношений между членами семьи, основанного на конкретных убеждениях, взглядах, ценностных ориентациях. Тип семейного воспитания не предполагает целенаправленного педагогического воздействия и зависит от личностных качеств родителей и их мировоззрения.

Выделяют следующие типы семейного воспитания:

  • Диктатура – основан на указывание ребенку, как он должен жить и что делать. При этом не учитывается его мнение по этому поводу, желания, стремления и интересы. Этот тип воспитания отрицательно сказывается на развитии самостоятельности ребенка, поскольку он привыкает выполнять приказы, подавляет инициативу, не способствует развитию самоутверждения, самодостаточности, самоуважения, чувства собственного достоинства;
  • Опека – проявление излишней родительской заботы. Если родители не дают ребенку развиваться, делая ошибки и неся за них ответственность, то это приводит к неспособности организации своей последующей жизнедеятельности, развитию безответственности, властолюбивости, эгоизма и даже тиранического характера;
  • Невмешательство – проявляется в незаинтересованности родителей в воспитании ребенка, проявлении безразличия и безучастия. В этом случае родители не имеют авторитета в глазах ребенка и вызывают его отдаление. Ребенок легко поддается на сторонние воздействия – сверстников, друзей, асоциальных общественных групп и усваивает их ценности и идеалы;
  • Противостояние – основан на противоборстве родителей и детей. Каждая сторона имеет свое мнение по тому или иному вопросу, отстаивает его и свои интересы и не готова идти на компромисс. Это развивает грубую, циничную личность, имеющую завышенную или заниженную самооценку и неспособную на построение адекватных отношений в социальной среде;
  • Взаимодействие – основан на отношениях сотрудничества и взаимопомощи. Родители направляют ребенка, учитывая его потребности и интересы, интересуются его мнением и предоставляют возможность самостоятельного принятия решений и несение ответственности за свои действия.



    Рисунок 1.

Помимо этого, некоторыми учеными выделяются иные типы семейного воспитания. Они имеют сходные черты с рассмотренными основными типами, но и обладают определенной спецификой. К ним относятся:

  • Стабильность – основан на тесном сплочении семьи и осознании каждым членом своей роли и значении. Родители имеют представление о мире, который они хотят преподнести и продемонстрировать ребенку, заполняют его конкретными целями и мечтами. Родители придерживаются единого направления в воспитании, обеспечивая стабильное развитие ребенка, формирование его уверенности в себе и проявляя любовь и заботу в оптимальном количестве. Родители в такой семье являются активными и независимыми, чувствуют себя удовлетворенными и счастливыми, имея определенную степень зрелости и независимости;
  • Неудовлетворенная семья – характеризуется автономным существованиям каждого члена семья, не представляя собой единую структуру. Родители не имеют общих интересов и целей и потому отдалены друг от друга. Они имеют разную направленность в воспитании, что не развивает у детей чувства безопасности и привязанности. В любых семейных неурядицах дети винят себя и потому у них складывается заниженная самооценка, развиваются комплексы, связанные с чувством вины.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :