Семья является промежуточной ступенью между ребенком и обществом. В семье происходит развитие личности с ранних лет, закладываются основные духовные нормы, прививаются нравственные принципы, формируются представления об окружающем мире: природе и общественной сфере.
Именно в семье происходит формирование у человека основных общечеловеческих свойств и ценностей: доброта, честность, справедливость, честолюбие, самоотверженность, милосердие, великодушие, терпимость, верность, честь и долг.
Если эти качества не будут заложены в процессе воспитания, то дальнейшее развитие ребенка может сопровождаться многими проблемами. Ребенок может вырасти эгоистом, проявлять агрессию к другим людям, был злым и черствым, не проявлять уважение к другим людям и их интересам, вести себя асоциально.
Семейное воспитание очень важно и ценно для общества. В семье происходит воспитание по следующим направлениям:
Семья является педагогическим институтом, в который ребенок попадает с самого рождения и пребывает в ней на протяжении длительного периода жизни. Ребенок постоянно находится в семье и ориентируется в своем поведении на убеждения, идеалы, ценности и воззрения ее членов. От поведения родителей зависит успешное воспитание ребенка, поскольку он копирует их поведение и воспроизводит его в своей жизнедеятельности. Часто это происходит непроизвольно, неосознанно.
Специфика семейного воспитания заключается в его эмоциональном и чувственном настрое, устойчивом воздействии, стабильности и длительности. Его эффективность, во многом, определяется семейным климатом, взаимоотношениями между родителями и их личностными качествами. От того, каким образом родители выстраивают взаимоотношения между собой и, как они относятся к ребенку, зависит последующее принятие себя и своей значимости ребенком.
В условиях современного развития общества прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи. Это связано с тем, что в настоящее время, финансовая нестабильность требует постоянной, активной трудовой деятельности родителей, причем обоих, для обеспечения своей семьи, нормального удовлетворения всех ее потребностей. Это вызывает нехватку времени на воспитание детей, а также приводит к тому, что простое общение между членами семьи, родителями и детьми в разы сокращается.
Кроме того, имеется тенденция к расширению ценностной пропасти между поколениями, из-за чего происходит их отдаление. Развивается множество неблагоприятных факторов в общественном устройстве – политического, экономического, социального, культурного характера, которые оказывают непосредственное влияние на формирование семейного климата.
Тип семейного воспитания представляет собой построение взаимоотношений между членами семьи, основанного на конкретных убеждениях, взглядах, ценностных ориентациях. Тип семейного воспитания не предполагает целенаправленного педагогического воздействия и зависит от личностных качеств родителей и их мировоззрения.
Выделяют следующие типы семейного воспитания:
Рисунок 1.
Помимо этого, некоторыми учеными выделяются иные типы семейного воспитания. Они имеют сходные черты с рассмотренными основными типами, но и обладают определенной спецификой. К ним относятся: