Теория обучения


Теория обучения

Категории теории обучения

Замечание 1

Обучение как процесс, имеющий целью вооружить учащихся научными знаниями, практическими навыками и умениями, составляет важный компонент формирования личности.

Обучение включает деятельность учителя – организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса – и деятельность учащихся, которые сознательно и активно осваивают знания, навыки, умения. Деятельность учителя заключается в сообщении, доведении до сознания учащихся системы научных знаний, руководстве психологической деятельностью учащихся, связанной с учебной работой. Деятельность учащихся заключается в активной познавательной работе, направленной на усвоение и применение знаний, выработке определенных умений и навыков.

Учитель как руководитель учебно-воспитательного процесса обеспечивает эффективное, сознательное овладение учащимися знаний и практических умений, всестороннее развитие их познавательных способностей, формирования нравственных качеств.

Овладение системы научных знаний, умений и навыков, подготовка к жизни является основой учебной деятельности учащихся.

Научные знания, которые учащиеся усваивают в процессе обучения, – это обобщенный наукой трудовой опыт человечества.

Систематические знания по основам наук, которыми овладевают учащиеся, отражают объективно существующие явления и закономерности природы и человеческого общества. Усвоить знания – это значит понять учебный материал, установить внутренние логические связи его с тем, что уже известно, закрепить эти знания в памяти, усвоить, сделать их достоянием своего сознания, своих убеждений, выработать умение применять полученные знания на практике.

Усвоение знаний в процессе освоения учебного материала способствует научному познанию учениками объективной действительности, приобщает их к общественно полезной деятельности и является необходимым условием подготовки к жизни.

Успешное усвоение знаний тесно связано с выработкой у учащихся умений и навыков.

Определение 1

Умение – это способность к определенной деятельности. Умение опираются на знания и составляют необходимое условие успешного выполнения того или иного учебно-трудового задания, той или иной деятельности вообще.

Подчеркивая роль умений в подготовке молодежи к практической деятельности, нужно учитывать, что ничего не стоят школа или университет, если они не вооружают практическими умениями. Без знаний невозможно привить ученикам любое умение. Умение – это знание в действии.

Определение 2

Навыки – это автоматизировано выполняемые действия, усовершенствованные в результате многократных вправлений.

Умение, закрепленные действием, посредством упражнений превращаются в навык. От повторения такая операция становится автоматизированной и может осуществляться без непосредственного контроля сознания.

Основные звенья процесса обучения

Как педагогически целенаправленный, организованный процесс обучения состоит из отдельных звеньев, диалектически связанных между собой и рассчитанных на вооружение научными знаниями и умениями, на формирование личности ученика.

Учебный процесс как своеобразная форма познания включает следующие основные звенья:

  1. восприятие учебного материала и формирование представлений;
  2. усвоение учебного материала, связь и формирование научных понятий, абстрактного мышления;
  3. применение знаний, связанное с выработкой умений и навыков.

Восприятие учебного материала – одна из основных звеньев процесса обучения. Восприятие как психический процесс, основой которого является рефлекторная деятельность коры головного мозга, заключается в отражении в сознании человека предметов и явлений объективной действительности, действующих в данный момент на органы чувств человека.

По сравнению с ощущением восприятие составляет сложную, полную форму отображения объектов. Если ощущение отражает отдельные свойства или качества предметов и явлений, то восприятие является отражением их в целом, во взаимосвязи их свойств и качеств.

Усвоение учащимися знаний становится вполне сознательным, активным процессом, если эти знания имеют для них определенный жизненный смысл, когда они удовлетворяют и развивают познавательные интересы, сказываются на творческой деятельности, влияют на развитие умственных, моральных и физических сил.

Процесс обучения, который своим содержанием, формами, методами связан со стремлениями, переживаниями, чувствами учащихся, не лишен воспитательного воздействия на личность.

Воспитательная функция учебного процесса зависит не только от содержания учебного материала, его идейной направленности, но и от форм, методов обучения. Важнейшим фактором воспитательного воздействия учебного процесса на формирование личности является высокий идейно-научный уровень преподавания.

Замечание 2

Учебный процесс – это единственный поток, в котором обучение органично связывается с воспитанием. Ведь в процессе сознательного усвоения знаний у учащихся формируются такие представления, понятия, суждения, которые правильно отражают объективную действительность. Сознательно усвоенные научные знания, умения, навыки, превращаются во внутренние убеждения, становятся для них основой мировоззрения и руководством в общественно полезной деятельности.

Педагогические приемы обучения

Важнейшие педагогические приемы, способствующие формированию у учащихся сознательного отношения к учебе, считаются:

  • раскрытие перед учащимися цели обучения;
  • формирование познавательных интересов, которые воспитывают настойчивость, активность в обучении, стремление практически применять приобретенные знания;
  • применение активных методов обучения, обеспечивающих сознательное восприятие и усвоение знаний учащимися, развивают их самостоятельную творческую деятельность;
  • применение различных видов поощрения учеников к сознательному активному восприятию и усвоению учебного материала;
  • оперативное управление учебным процессом, систематический контроль и проверка работы каждого ученика.
Замечание 3

Знание возрастных и психологических особенностей учащихся, их интересов, потребностей помогает учителю стимулировать развитие у них активного, сосредоточенного внимания, которое способствует эффективному восприятию и усвоению учебного материала.

Процесс обучения имеет произвольно-волевой характер, то есть в нем активное участие принимает воля. Воля человека проявляется в сознательных, целенаправленных, мотивированных действиях и связана с преодолением трудностей. Действенность воли во многом зависит от мотивации и цели волевых действий. Чем сильнее мотив, который был основой для выбора цели, чем правильнее она поставлена, тем больше уверенности, что трудности, которые возникают во время обучения, ученик преодолеет и поставленной цели достигнет. Одним из важных условий осуществления волевого действия является устойчивость мотивов.

Переход от желаний, чувств к действию связан с умением ученика активно направлять и сдерживать свои действия. Эти умения вырабатываются в процессе учебно-трудовой деятельности через упражнения. Ученик, который выработал в себе умение правильно действовать в одних ситуациях и переносит это умение в другие ситуации учебно-трудовой деятельности, умеет тормозить в себе негативные стремления и тем самым избегать нежелательных действий. Это постепенно распространяется на все разнообразие его общественно полезной деятельности и поведения.

Обучение, правильно организованное и управляемое учителем, создает условия для развития волевых качеств учащихся, направленных на успешное усвоение знаний, выработку умений и навыков.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :