Принципы педагогической науки


Принципы педагогической науки

Общее понятие о педагогических принципах

Закономерности педагогической деятельности выражаются посредством основных положений, которые определяют ее общее структурное содержание, методики и формы, иными словами, - через принципы.

Принципы педагогической деятельности способны отразить важные требования по организации педагогического функционирования, его направления, и в результате помочь более творчески построить весь педагогический процесс.

Замечание 1

Педагогические принципы являются нормативными требованиями и служат критериями для оценки результативности педагогической практической деятельности. Более того, принципы выступают основными положениями и системообразующими факторами развития теоретического аспекта педагогики.

С принципами педагогической деятельности тесно взаимодействуют правила педагогики. Из принципов вытекают правила, они же их конкретизируют и им подчиняются. Правила способны определять в целом деятельность педагогического работника, и реализовывать принципы. Правила не являются всеобщими и обязательными. Они применяются в зависимости от конкретных педагогических условий.

Общепедагогические принципы

Учет педагогических принципов содействует достижению поставленной педагогической цели. Общепедагогические принципы:

  1. Природосообразность, старейший педагогический принцип, который предполагает обязательно учитывать половозрастные особенности обучающихся, определять их возможности и учитывать личные качества. Здесь происходит главным образом опора на мотивацию и потребности обучающихся конкретного возраста и пола. Педагогическая деятельность, согласно принципу природосообразности направлена на самовоспитание, самообразование, самообучение учеников.
  2. Гуманность, социальная защищенность подрастающей личности, очеловечивание отношений учеников с педагогическими работниками, педагогическая деятельность построена на признании и учете гражданских прав и свобод воспитанников, уважительном отношении к ученикам.
  3. Целостность, упорядоченность, взаимосвязь и единство всех составляющих педагогической деятельности.
  4. Демократичность, участникам педагогической деятельности предоставлена определенная свобода, они саморазвиваются, самоопределяются, самообучаются и самовоспитываются.
  5. Культуросообразность, максимально использует в воспитательной и образовательной деятельности культурные особенности нации, региона и страны, где располагается конкретное учебное учреждение.
  6. Единство и непротиворечивость действий учебного учреждения и образа жизни ученика с целью организации комплексной педагогической деятельности, установления связей между областями жизни и деятельности учеников, взаимодополнение и компенсация каждой сферы жизнедеятельности.
  7. Профессиональная целесообразность, отбирает содержание, методы, формы и средства подготовки квалифицированных специалистов, учитывая особенности выбранной профессии, формирование и развитие необходимых знаний, умений и качеств.
  8. Политехничность, подготовка рабочих и специалистов широкой квалификации на основе изучения и выявления инвариантных научных основ, общих для разных наук, технических предметов, производственных технологий, что позволяет ученикам перенести знания и умения из одной сферы в другую.

Взаимодействие принципов в педагогике и их характеристика

Все принципы в педагогической науке тесно между собой взаимодействуют, хотя каждый отдельный принцип полно осуществляется лишь в своем конкретном пространстве. К примеру, занятия по гуманитарным предметам не предполагают использование принципа профессиональной целесообразности.

Практически до настоящего момента функциональный подход рассматривал воспитательные и обучающие принципы отдельно друг от друга, хотя они основаны на одной методологии.

Принципы гуманистической направленности. Если исходить из целостной педагогической деятельности, то необходимо выделить две группы принципов:

  • принципы гуманистической направленности педагогической деятельности, как главнейшие и важнейшие принципы;
  • принципы управления педагогическим процессом.

Вся образовательно-воспитательная работа направлена на формирование и развитие гармоничной личности. Педагогический процесс должен быть связан с жизнедеятельностью и носить практический характер. Практика - это источник всего познавательного процесса, практически единственный критерий истины.

Принцип коллективности. Коллективный труд способствует накоплению опыта общественных форм поведения и формирует социально-ценные личностно-деловые качества.

Принцип научности. Принципы гуманистической направленности включают в себя и принцип научности, когда содержание образовательного процесса должно находиться на одном уровне технического и научного развития, исходить из опыта, накопленного человеческой цивилизацией.

Принцип единства групповых и индивидуальных форм педагогического процесса. Педагогическая деятельность должна быть ориентирована на единство умений и знаний, поведения и сознания. Потому что сознание способно возникать и формироваться только в результате конкретной деятельности. Необходимо также сочетать групповые и индивидуальные формы организации педагогической деятельности.

Принцип преемственности, последовательности, систематичности педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать преемственность, последовательность и систематичность педагогической деятельности, направленную на закрепление ранее усвоенного учебного материала, последовательно развивать и совершенствовать навыки, умения и личностные качества.

Принцип наглядности. Согласно Коменскому необходимо учитывать принцип наглядности, который основывается на познавательных закономерностях окружающего мира и развития мыслительных функций, развиваемых от конкретного к абстрактному.

Принцип эстетизации. И, наконец, эстетизация жизнедеятельности, которая должна найти свои отголоски в воспитании и обучении. Принцип эстетизации развивает высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность ученикам познавать истинную красоту общественных и социальных идеалов эстетики.

Принципы организации и управления педагогической деятельностью

Вторая группа принципов включает в себя управление жизнедеятельностью учеников. Педагогическое управление сочетается с развитием инициативности и самостоятельности обучающихся. Целостный педагогический процесс должен основываться на сознательности и активности воспитанников. Обязательным является уважительное отношение к ученикам, но вместе с тем требовательность должна присутствовать.

Несомненно, должна быть четкая согласованность между всеми сторонами педагогического процесса:

  • учебным заведением;
  • семьей;
  • общественностью.

Принцип посильности и доступности. Конечно же, воспитание и обучение должно руководствоваться принципом посильности и доступности, учитывать реальные возможности, предупреждать интеллектуальные, физические и нервно-эмоциональные перегрузки, отрицательно сказывающиеся на психическом и физическом самочувствии.

Принцип действенности и прочности результатов развития, воспитания и обучения. Необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при организации воспитательной и учебной деятельности. А также учитывать принцип действенности и прочности результатов развития, образовательного и воспитательного процесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :