Закономерности педагогической деятельности выражаются посредством основных положений, которые определяют ее общее структурное содержание, методики и формы, иными словами, - через принципы.
Принципы педагогической деятельности способны отразить важные требования по организации педагогического функционирования, его направления, и в результате помочь более творчески построить весь педагогический процесс.
Педагогические принципы являются нормативными требованиями и служат критериями для оценки результативности педагогической практической деятельности. Более того, принципы выступают основными положениями и системообразующими факторами развития теоретического аспекта педагогики.
С принципами педагогической деятельности тесно взаимодействуют правила педагогики. Из принципов вытекают правила, они же их конкретизируют и им подчиняются. Правила способны определять в целом деятельность педагогического работника, и реализовывать принципы. Правила не являются всеобщими и обязательными. Они применяются в зависимости от конкретных педагогических условий.
Учет педагогических принципов содействует достижению поставленной педагогической цели. Общепедагогические принципы:
Все принципы в педагогической науке тесно между собой взаимодействуют, хотя каждый отдельный принцип полно осуществляется лишь в своем конкретном пространстве. К примеру, занятия по гуманитарным предметам не предполагают использование принципа профессиональной целесообразности.
Практически до настоящего момента функциональный подход рассматривал воспитательные и обучающие принципы отдельно друг от друга, хотя они основаны на одной методологии.
Принципы гуманистической направленности. Если исходить из целостной педагогической деятельности, то необходимо выделить две группы принципов:
Вся образовательно-воспитательная работа направлена на формирование и развитие гармоничной личности. Педагогический процесс должен быть связан с жизнедеятельностью и носить практический характер. Практика - это источник всего познавательного процесса, практически единственный критерий истины.
Принцип коллективности. Коллективный труд способствует накоплению опыта общественных форм поведения и формирует социально-ценные личностно-деловые качества.
Принцип научности. Принципы гуманистической направленности включают в себя и принцип научности, когда содержание образовательного процесса должно находиться на одном уровне технического и научного развития, исходить из опыта, накопленного человеческой цивилизацией.
Принцип единства групповых и индивидуальных форм педагогического процесса. Педагогическая деятельность должна быть ориентирована на единство умений и знаний, поведения и сознания. Потому что сознание способно возникать и формироваться только в результате конкретной деятельности. Необходимо также сочетать групповые и индивидуальные формы организации педагогической деятельности.
Принцип преемственности, последовательности, систематичности педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать преемственность, последовательность и систематичность педагогической деятельности, направленную на закрепление ранее усвоенного учебного материала, последовательно развивать и совершенствовать навыки, умения и личностные качества.
Принцип наглядности. Согласно Коменскому необходимо учитывать принцип наглядности, который основывается на познавательных закономерностях окружающего мира и развития мыслительных функций, развиваемых от конкретного к абстрактному.
Принцип эстетизации. И, наконец, эстетизация жизнедеятельности, которая должна найти свои отголоски в воспитании и обучении. Принцип эстетизации развивает высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность ученикам познавать истинную красоту общественных и социальных идеалов эстетики.
Вторая группа принципов включает в себя управление жизнедеятельностью учеников. Педагогическое управление сочетается с развитием инициативности и самостоятельности обучающихся. Целостный педагогический процесс должен основываться на сознательности и активности воспитанников. Обязательным является уважительное отношение к ученикам, но вместе с тем требовательность должна присутствовать.
Несомненно, должна быть четкая согласованность между всеми сторонами педагогического процесса:
Принцип посильности и доступности. Конечно же, воспитание и обучение должно руководствоваться принципом посильности и доступности, учитывать реальные возможности, предупреждать интеллектуальные, физические и нервно-эмоциональные перегрузки, отрицательно сказывающиеся на психическом и физическом самочувствии.
Принцип действенности и прочности результатов развития, воспитания и обучения. Необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при организации воспитательной и учебной деятельности. А также учитывать принцип действенности и прочности результатов развития, образовательного и воспитательного процесса.