Образовательную деятельность необходимо рассматривать с трех сторон:
Дошкольную образовательную деятельность осуществляют детский сад и семья.
Система общего образования включает:
Общая средняя образовательная деятельность осуществляется также некоторыми техникумами и профессиональными училищами. В последнее время была усилена профильность общеобразовательных школьных учреждений. Появились школьные учреждения гуманитарного, естественно-математического уклона. Во многих школьных учреждениях открылись педагогические классы, появляются кадетские классы. Таким образом, наряду с общим образованием эти учреждения осуществляют допрофессиональную подготовку обучающихся. Более глубоко и полно она проводится в нахимовских и суворовских училищах, лицеях, функционирующих при высших учебных учреждениях. Сейчас популярными и востребованными у населения являются школьные учреждения с углубленным и ранним освоением иностранных языков.
Для молодых работающих людей функционируют общеобразовательные вечерние школы, число обучающихся в них в последние годы значительно выросло.
Профессиональные и общеобразовательные учебные учреждения, вплоть до филиалов вузов, осуществляют деятельность в исправительных учреждениях, относящихся к ведомству Министерства юстиции.
Профессиональное образование это:
Также высшее образование можно приобрести в многопрофильных учебных учреждениях, которые называются университетами, где функционируют естественно-математические и гуманитарные факультеты.
Большая часть вузов имеет профильную направленность в зависимости от основных отраслей производства и науки: педагогические, медицинские, военные, экономические, социальные, железнодорожные, инженерные, технологические.
Также в нашей стране функционирует система повышения квалификации или переподготовки специалистов.
Помимо того, образовательная деятельность представлена пятью обучающими формами:
Система дополнительного образования представлена однопрофильными учреждениями (художественные, музыкальные, спортивные школы, различные секции, станции юных туристов, техников), многопрофильными учреждениями (дома и дворцы пионеров, различные центры детского творчества). Некоторыми школьными учреждениями, помимо реализации основных общеобразовательных функций, осуществляется и дополнительная образовательная деятельность детей. В таком случае на базе школьного учреждения работает культурологический центр, функционирующий по нескольким профилям: технический, гуманитарный, спортивный, искусствоведческий. Многие городские школьники занимаются в учреждениях системы дополнительного образовательного функционирования.
Специальный образовательный процесс проводится образовательными учреждениями для ребятишек, оказавшихся без заботы родителей, а также детскими учреждениями с отклонениями в развитии. Сюда необходимо отнести детские дома, разнопрофильные интернаты, специальные школьные учреждения, к примеру, школы для глухонемых и слабослышащих детей, слепых и слабовидящих детей. Функционируют и школьные учреждения (их количество из года в год увеличивается), где обучаются дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, с диагнозом олигофрения.
Что касается формы образовательных учреждений, то они представлены государственными, муниципальными, частными, общественными и религиозными организациями. Законом предусмотрены такие образовательные формы: в образовательных заведениях, без отрыва и с отрывом от производства, семейное воспитательное функционирование, экстернат.
Образовательная система России является ее гордостью. В начале двадцатого столетия грамотность населения России была не более 33%. Всеобщее начальное обучение обсуждалось только на далекую перспективу. Современная образовательная система в России представлена 70 тысячами общеобразовательных школьных учреждений. В них получают образование более двадцати миллионов детей, которым образование дается в пределах девятилетней основной школьной программы. Но большая часть школьников приобретает полное среднее образование в одиннадцатилетнем школьном учреждении.
Управляет образовательной системой России Министерство образования. В регионах управленческая система представлена различными структурами: министерствами, департаментами, управлениями образования. В районах и городах руководящими структурами являются управления (отделы) образования. Руководит школьным учреждением директор, назначенный муниципальным отделом (управлением) образования и школьным советом, куда входят избираемые преподаватели, родители, учащиеся. Директор руководит педагогическим коллективом, вместе с советом школы правильно подбирает кадры, создает все условия для повышения результативности учебной и воспитательной деятельности. Директор школьного учреждения является представителем государства и обладает правом единоначалия. Его распоряжениям обязаны подчиняться все работники школьного учреждения и обучающиеся.
Как правило, каждая управленческая структура располагает учреждениями или подразделениями, оказывающими помощь педагогическим работникам, осуществляя методический функционал. При Министерстве работает Центральный институт повышения квалификации педагогов. В регионах осуществляют деятельность институты повышения квалификации сотрудников образовательной сферы. Районными методическими кабинетами оказывается поддержка педагогическим работникам на местах.