Дошкольная педагогика – является отраслью педагогики, которой изучается ряд закономерностей развития, воспитания, элементарные формы обучения детей до поступления их в школу.
Исследования по дошкольной педагогике являются междисциплинарными и включают знания из смежных наук (общая педагогика, детская психология, возрастная физиология.
Педагогика является сложной системой, которая представлена относительно самостоятельными, но взаимосвязанными научными дисциплинами.
Более подробно остановимся на представлении структурных компонентов дошкольной педагогики.
В структуре дошкольной педагогики выделяется теория обучения (дидактика) и теория воспитания.
Дидактикой изучается процесс обучения, при этом все вопросы освещаются в теории, используются наиболее общие формулировки, не рассматриваются вопросы, затрагивающие конкретные методики. Достаточно подробно при рассмотрении дидактики представляются вопросы о функциях и движущих силах обучения, логика обучения, структура, принципы обучения, особенности построения содержания обучения, формы, обеспечивающие взаимодействие педагога и детей, а также способы, при помощи которых обеспечивается подача и усвоение учебной информации.
В современной дидактике представлены различные концепции, теории, технологии обучения. Организация профессиональной педагогической деятельности основывается на учёте разработанных теорий и технологий. При этом педагогом для обеспечения эффективности обучения осуществляется учёт:
Теория воспитания состоит в выявлении и обосновании основных закономерностей и способов при помощи которых осуществляется формирование системы отношений между человеком и природой, культурой, ценностями, другими людьми, обществом и самим собой. В рамках теории воспитания рассматривается круг следующих вопросов:
Важной дисциплиной, входящей в структуру дошкольной педагогики, является история дошкольной педагогики, в которой рассматриваются основные закономерности и функционирование системы воспитания детей дошкольного возраста на разных исторических этапах. Данная дисциплина оказывает помощь в понимании в полной мере основных особенностей воспитательных и образовательных систем, педагогических теорий, концепций, пониманию истоков различных педагогических явлений.
Не менее важным компонентом является этнопедагогика, в которой представляется опыт воспитания детей дошкольного возраста, который накоплен конкретными народами, данная дисциплина способствует объяснению особенностей народной педагогики и представлении путей и средств использования в современных дошкольных образовательных учреждениях.
В рамках сравнительной педагогики изучается закономерность в развитии образовательных систем в различных странах мира. В цели исследований входит изучение общих и специфических особенностей развития дошкольного образования в разных странах и у разных народов, что способствует пониманию различных образовательных традиций и систем, обогащение национальной педагогической культуры за счёт освоения и внедрения международного опыта.
Теорией управления образовательными системами представляется изучение принципов и содержания педагогического управления, в рамках дошкольного направления исследуются вопросы формирования управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций, специфика управления педагогическими кадрами учреждения, организацию повышения их квалификации.
Последние несколько десятков лет в рамках дошкольной педагогики рассматривается такой структурный компонент, как педагогическая технология, в процессе освоения которой решается задача изучения системы операций, которые производятся педагогом для получения более эффективных результатов. Другими словами, изучение педагогической технологии позволяет ответить на вопрос «Каким образом нужно действовать?».
В качестве структурного компонента дошкольной педагогики выделяются частные методики, позволяющие представить процесс обучения детей дошкольного возраста по разным направлениям. В данном направлении выделяются:
В связи с появлением на современном этапе большого количества детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии, актуальным является изучение особенностей воспитания и обучения детей с различными нарушениями (речи, слуха, зрения, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и т.д.). Коррекционной дошкольной педагогикой обосновываются цели, задачи, принципы работы с детьми с особыми образовательными потребностями, разрабатывается и апробируется содержательный компонент обучения и воспитания детей, разрабатываются эффективные формы и методы, способствующие не только эффективному обучению и воспитанию детей, но и коррекции аномального развития, адаптации их в обществе. В современной дошкольной коррекционной педагогике подобраны диагностические методы, используемые в группах детей с тем или иным отклонением, апробирован ряд программ, способствующий познавательному, речевому, физическому, художественно-эстетическому развитию.