Структура дополнительного образования


Структура дополнительного образования

Сущность и принципы дополнительного образования

Определение 1

Дополнительное образование – составная часть дополнительного образования, сущностно-мотивированное образование, направленное на приобретение и реализацию обучающимися устойчивой потребности в познании и творчестве, призванное помочь учащимся реализовать себя, самоопределиться личностно и профессионально; целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Сущность дополнительного образования детей регламентирована ст. 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отметим, что сегодня не существует устоявшегося определения понятия «дополнительное образование». В целом, дополнительное образование ребенка является неотъемлемой частью общей системы образования. Дополнительное образование не вписывается во всевозможные рамки государственного образовательного стандарта, оставляя за собой право предоставления ребенку и взрослому свободный выбор сферы или вида деятельности, который ориентирован на развитие в практико-ориентированных занятиях таких факторов, как его личностные качества, способности, интересы, что, вследствие, должны привести его к социокультурной самореализации, саморазвитию и самовоспитанию.

В настоящее время основные принципы дополнительного образования направлены на:

  1. рассмотрение человека как высшей ценности в педагогическом процессе;
  2. ориентирование обучения и воспитания на формирование самоактуализации, саморазвития и самоорганизации учащихся во всевозможных видах деятельности (имеется ввиду познавательная, трудовая, эстетическая виды деятельности);
  3. ориентация на субъект-субъектные отношения педагога и ученика;
  4. подчеркивание необходимости расширить границы свободы каждой личности, учитывать ее права и жизненные перспективы;
  5. акцентирование активно-деятельностной роли ученика в сложном процессе обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.

Составные части дополнительного образования для взрослых

Дополнительное образование, которое объединяет неформальное и информальное образование, включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования.

Неформальное образование включает следующие подвиды:

  • повышение квалификации;
  • профессиональную переподготовку;
  • единовременные лекции, конференции;
  • тренинги;
  • курсы;
  • частные уроки.

Информальное обучение (образование), или самообразование включает следующие подвиды:

  • наставничество, shadowing, коучинг;
  • самообразование с помощью книг, журналов и иной печатной продукции;
  • посещение библиотек, музеев, выставок, театров, кинотеатров и тому подобное;
  • обучение с использованием технических средств;
  • online-обучение.

Дополнительное образование, по сравнению со сферой занятости, не обеспечивает закрепление за рабочим местом, но приучает к социально-активной жизни. Дополнительное образование в обществе выполняет не только функцию вторичной социализации, но и может обеспечивать функцию преодоления социальной изоляции индивида. Дополнительное образование гарантирует уверенность в собственных усилиях, определяет социальные и профессиональные компетентности.

Структура дополнительного образования для детей

К дополнительным общеобразовательным программам для детей предъявляется требование учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Они делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Для получения образования по дополнительным общеобразовательным программам не требуется наличие у обучающихся какого-либо определённого уровня образования, если этому не противоречит специфика образовательной программы.

Замечание 1

Содержание и сроки освоения дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В состав системы дополнительного образования детей России в настоящее время входят около 16 тыс. учреждений, в которых ежегодно проходит обучение около 7 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Опираясь на Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, выделяются следующие виды учреждений:

  • Центры: развития творчества детей и юношества; творческого развития и гуманитарного образования; детского творчества; внешкольной работы и т. д.
  • Дворцы: спорта для детей и юношества; художественного творчества; детского (юношеского) творчества; творчества детей и молодежи, детской культуры (искусств) и т.д.
  • Спортивные организации: детско-юношеские спортивные школы; спортивная школа олимпийского резерва; спортивно-адаптивная школа.

Таким образом, учреждения дополнительно образования составляют особую ценность в общей системе образования учащейся молодежи. Ценность таких внешкольных учебных заведений заключается в том, что они усиливают вариативную составляющую программ среднего общего образования и опираясь на индивидуальные особенности и интересы ребенка, могут целенаправленно влиять на развитие одаренности, раскрытие творческого потенциала, формирование экологического мировоззрения, экологического мышления, экологической культуры, морали, этики подрастающего поколения и становятся для детей школой самосовершенствования, местом выбора жизненного пути, начертание личностных планов и целей, обретения опыта их осуществления.

В то же время другой важный процесс, который характерен для внешкольных учебных заведений, – является индивидуализация жизненного пути растущей личности. Именно индивидуализация процесса воспитания рассматривается как система средств, способствующих осознанию личностью своих отличий от других, своих недостатков или своих преимуществ благодаря развитию собственного творческого потенциала. Это осознание необходимо для духовного развития ребенка, для самостоятельного и успешного ее продвижения на пути индивидуального выбора смысла жизни и жизненного пути.

То есть, речь идет о помощи ученику в сфере его личностного самоопределения и самоутверждения. При таком подходе предметом педагогической поддержки в образовательно-воспитательном процессе учебного заведения дополнительного образования становится процесс совместного с ребенком определения его собственных (частных образовательных и развивающих) целей, возможностей и путей удовлетворения интересов и потребностей, преодоление препятствий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :