Дополнительное образование – составная часть дополнительного образования, сущностно-мотивированное образование, направленное на приобретение и реализацию обучающимися устойчивой потребности в познании и творчестве, призванное помочь учащимся реализовать себя, самоопределиться личностно и профессионально; целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Сущность дополнительного образования детей регламентирована ст. 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Отметим, что сегодня не существует устоявшегося определения понятия «дополнительное образование». В целом, дополнительное образование ребенка является неотъемлемой частью общей системы образования. Дополнительное образование не вписывается во всевозможные рамки государственного образовательного стандарта, оставляя за собой право предоставления ребенку и взрослому свободный выбор сферы или вида деятельности, который ориентирован на развитие в практико-ориентированных занятиях таких факторов, как его личностные качества, способности, интересы, что, вследствие, должны привести его к социокультурной самореализации, саморазвитию и самовоспитанию.
В настоящее время основные принципы дополнительного образования направлены на:
Дополнительное образование, которое объединяет неформальное и информальное образование, включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования.
Неформальное образование включает следующие подвиды:
Информальное обучение (образование), или самообразование включает следующие подвиды:
Дополнительное образование, по сравнению со сферой занятости, не обеспечивает закрепление за рабочим местом, но приучает к социально-активной жизни. Дополнительное образование в обществе выполняет не только функцию вторичной социализации, но и может обеспечивать функцию преодоления социальной изоляции индивида. Дополнительное образование гарантирует уверенность в собственных усилиях, определяет социальные и профессиональные компетентности.
К дополнительным общеобразовательным программам для детей предъявляется требование учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Они делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Для получения образования по дополнительным общеобразовательным программам не требуется наличие у обучающихся какого-либо определённого уровня образования, если этому не противоречит специфика образовательной программы.
Содержание и сроки освоения дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В состав системы дополнительного образования детей России в настоящее время входят около 16 тыс. учреждений, в которых ежегодно проходит обучение около 7 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Опираясь на Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, выделяются следующие виды учреждений:
Таким образом, учреждения дополнительно образования составляют особую ценность в общей системе образования учащейся молодежи. Ценность таких внешкольных учебных заведений заключается в том, что они усиливают вариативную составляющую программ среднего общего образования и опираясь на индивидуальные особенности и интересы ребенка, могут целенаправленно влиять на развитие одаренности, раскрытие творческого потенциала, формирование экологического мировоззрения, экологического мышления, экологической культуры, морали, этики подрастающего поколения и становятся для детей школой самосовершенствования, местом выбора жизненного пути, начертание личностных планов и целей, обретения опыта их осуществления.
В то же время другой важный процесс, который характерен для внешкольных учебных заведений, – является индивидуализация жизненного пути растущей личности. Именно индивидуализация процесса воспитания рассматривается как система средств, способствующих осознанию личностью своих отличий от других, своих недостатков или своих преимуществ благодаря развитию собственного творческого потенциала. Это осознание необходимо для духовного развития ребенка, для самостоятельного и успешного ее продвижения на пути индивидуального выбора смысла жизни и жизненного пути.
То есть, речь идет о помощи ученику в сфере его личностного самоопределения и самоутверждения. При таком подходе предметом педагогической поддержки в образовательно-воспитательном процессе учебного заведения дополнительного образования становится процесс совместного с ребенком определения его собственных (частных образовательных и развивающих) целей, возможностей и путей удовлетворения интересов и потребностей, преодоление препятствий.