Функции стилей педагогического общения


Функции стилей педагогического общения

Специфика педагогического общения

Практическая реализация гуманитарных задач образования осуществляется учителем, который стимулирует и направляет процесс социализации и одновременно персонализации. Наряду с педагогической деятельностью, ориентированной на организацию усвоения социокультурного опыта, существует учебная деятельность тех, кто этот опыт усваивает. Поскольку и педагогическая, и учебная деятельность предстают как две стороны образовательного процесса, каждый педагог и ученик представляют собой совокупный субъект всего образовательного процесса, «обреченного», как писал еще в конце XIX ст. П. Ф. Каптерев, на саморазвитие.

Замечание 1

Предметом педагогической деятельности учителя является деятельность учащихся, которую он призван организовать, направить и регулировать согласно целям образовательного процесса.

Школьники по мере все более активного участия в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращаются из довольно пассивных объектов деятельности учителя в полноправных соучастников, субъектов педагогической взаимодеятельности, причем не только с педагогом, но и друг с другом. В связи с этим, главной задачей учителя является создание условий для организации такой деятельности учащихся, которая готовила их к будущему профессиональному обучению, профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в обществе.

По мнению Б. Ф. Ломова, педагогическая деятельность строится по законам общения. И хотя общение и деятельность являются относительно самостоятельными процессами, основное различие между этими формами активности заключается в том, что в первая (общение) реализуется в «субъект-субъектных» отношениях, а вторая – «субъект-объектных». В процессе общения человек начинает осознавать потребности, интересоваться обоюдным взаимовлиянием. Поэтому действительной его «формулой», является «субъект-субъектное» взаимодействие. Последнее можно назвать партнерским, поскольку предполагает проявление равноправных взаимоотношений со стороны всех участников учебно-воспитательного взаимодействия, ориентированных на проявление уважения к личности, признание ценности мысли каждого из партнеров.

Учитывая то, что взаимодействие опосредованно общением, а процесс взаимодействия реализуется через процесс общения, в психолого-педагогической литературе уделяется внимание общению, как условию взаимодействия и как процессу, в котором происходит становление человеческой личности, формирование ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Замечание 2

Предметом научного исследования в педагогике является именно педагогическое общение в условиях партнерского взаимодействия учителя и учеников через раскрытие сущности и анализ основных функций педагогического общения, его взаимосвязь с различными видами обмена и рассмотрение партнерской профессионально-педагогической позиции учителя как основы организации субъективного взаимодействия в школе.

Несмотря на то, что общение учителя с учеником исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и до сих пор не прекращается, в современный психолого-педагогический тезаурус понятие педагогического общения было введено в конце 70-х гг. XX ст. В. А. Кан-каликой, А. А. Леонтьевым.

Полифункциональность педагогического общения

Замечание 3

Педагогическое общение является полифункциональным, поскольку может быть ориентированным на одновременное достижение многих целей: установление и поддержание контакта, понимания, координации, осуществление влияния и тому подобное.

Кроме указанных выше функций, теоретики и практики гуманистической психологии выделяют следующие функции:

  1. Функция познания личности связана также с информационной и воспитательной функциями, поскольку педагогическое общение в первую очередь направлено на передачу-прием информации, а также воспитание определенных качеств личности.
  2. Функция сопереживания призвана поддержать партнера (ученика) в его выходе на общение, что обеспечивает осознание учеником самоценности, значимости своего «Я», своей неповторимости и самодостаточности, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний. Таким образом проявляет себя такая функция педагогического общения как функция самоутверждения.
  3. В последнее десятилетие в ряде работ исследователей отстаивается важность таких специфических функций профессионально-педагогического общения как функция подъема личности ребенка и функция ее открытой позиции в общении.
  4. Функцией обмена предусмотрено введение в учебно-воспитательный процесс личностно-ролевой формы общения, при которой учащимся дается возможность попробовать себя не только в роли исполнителей, но и в качестве организаторов части работы или вида деятельности. Современные исследователи утверждают, что в данном случае реализуются и такие важные функции общения, как функция привлечения партнера к опыту и ценностям инициатора взаимодействия, а также функция привлечения инициатора общения к ценностям партнера. Реализация данной функции рассматривается как процесс самовоспитания обоих партнеров, процесс создания их «Я» через ориентацию на ценности другого человека.

Описанные выше функции позволяют утверждать, что современное педагогическое общение действительно направлено на партнерское взаимодействие ее субъектов.

Партнерская функция педагогического общения

Партнерская педагогическая позиция, будучи целостным и самостоятельным типом позиции, включает в себя несколько подтипов (за основу выделения могут быть взяты типологии индивидуального стиля деятельности как комплексного показателя деятельности учителя).

Пример 1

Так, в своей деятельности педагог должен быть ориентирован на передачу знаний, общение и взаимодействие с учениками, личностное становление школьников. Однако, кроме множества ситуаций взаимодействий с учениками, учитель проявляет свою партнерскую позицию по отношению к другим субъектам образовательного процесса: коллегам-учителям, родителям учеников и тому подобное.

Учитывая то, что позиция личности считается явлением динамичным, нужно определить этапы ее становления, первый из которых представляет собой закладки предпосылок и начинается еще в дошкольном возрасте. Дальнейшее становление партнерской педагогической позиции: формирование ядра позиции, осознание и приобретение целостности позиции происходит в течение профессионализации личности.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что партнерство является важной формой совместной деятельности ее субъектов. В основе модели партнерского взаимодействия лежит гуманистическая идея сотрудничества как совместной развивающей деятельности детей и взрослых, укрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов данной деятельности.

Образовательный процесс в данном случае осуществляется исходя из потребностей и интересов обеих сторон – учителя и учеников, поэтому модель взаимодействия, которая обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование и реализацию воспитанников и педагогов следует назвать дводоминантной (партнерской), указывая тем самым на ценностно-смысловое равенство ее участников. Соответственно, основой партнерского взаимодействия является педагогическое общение, от эффективности которого зависит не только успех в совместной деятельности учителя и учеников, но и их обоюдное личностное развитие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :