Практическая реализация гуманитарных задач образования осуществляется учителем, который стимулирует и направляет процесс социализации и одновременно персонализации. Наряду с педагогической деятельностью, ориентированной на организацию усвоения социокультурного опыта, существует учебная деятельность тех, кто этот опыт усваивает. Поскольку и педагогическая, и учебная деятельность предстают как две стороны образовательного процесса, каждый педагог и ученик представляют собой совокупный субъект всего образовательного процесса, «обреченного», как писал еще в конце XIX ст. П. Ф. Каптерев, на саморазвитие.
Предметом педагогической деятельности учителя является деятельность учащихся, которую он призван организовать, направить и регулировать согласно целям образовательного процесса.
Школьники по мере все более активного участия в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращаются из довольно пассивных объектов деятельности учителя в полноправных соучастников, субъектов педагогической взаимодеятельности, причем не только с педагогом, но и друг с другом. В связи с этим, главной задачей учителя является создание условий для организации такой деятельности учащихся, которая готовила их к будущему профессиональному обучению, профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в обществе.
По мнению Б. Ф. Ломова, педагогическая деятельность строится по законам общения. И хотя общение и деятельность являются относительно самостоятельными процессами, основное различие между этими формами активности заключается в том, что в первая (общение) реализуется в «субъект-субъектных» отношениях, а вторая – «субъект-объектных». В процессе общения человек начинает осознавать потребности, интересоваться обоюдным взаимовлиянием. Поэтому действительной его «формулой», является «субъект-субъектное» взаимодействие. Последнее можно назвать партнерским, поскольку предполагает проявление равноправных взаимоотношений со стороны всех участников учебно-воспитательного взаимодействия, ориентированных на проявление уважения к личности, признание ценности мысли каждого из партнеров.
Учитывая то, что взаимодействие опосредованно общением, а процесс взаимодействия реализуется через процесс общения, в психолого-педагогической литературе уделяется внимание общению, как условию взаимодействия и как процессу, в котором происходит становление человеческой личности, формирование ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Предметом научного исследования в педагогике является именно педагогическое общение в условиях партнерского взаимодействия учителя и учеников через раскрытие сущности и анализ основных функций педагогического общения, его взаимосвязь с различными видами обмена и рассмотрение партнерской профессионально-педагогической позиции учителя как основы организации субъективного взаимодействия в школе.
Несмотря на то, что общение учителя с учеником исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и до сих пор не прекращается, в современный психолого-педагогический тезаурус понятие педагогического общения было введено в конце 70-х гг. XX ст. В. А. Кан-каликой, А. А. Леонтьевым.
Педагогическое общение является полифункциональным, поскольку может быть ориентированным на одновременное достижение многих целей: установление и поддержание контакта, понимания, координации, осуществление влияния и тому подобное.
Кроме указанных выше функций, теоретики и практики гуманистической психологии выделяют следующие функции:
Описанные выше функции позволяют утверждать, что современное педагогическое общение действительно направлено на партнерское взаимодействие ее субъектов.
Партнерская педагогическая позиция, будучи целостным и самостоятельным типом позиции, включает в себя несколько подтипов (за основу выделения могут быть взяты типологии индивидуального стиля деятельности как комплексного показателя деятельности учителя).
Так, в своей деятельности педагог должен быть ориентирован на передачу знаний, общение и взаимодействие с учениками, личностное становление школьников. Однако, кроме множества ситуаций взаимодействий с учениками, учитель проявляет свою партнерскую позицию по отношению к другим субъектам образовательного процесса: коллегам-учителям, родителям учеников и тому подобное.
Учитывая то, что позиция личности считается явлением динамичным, нужно определить этапы ее становления, первый из которых представляет собой закладки предпосылок и начинается еще в дошкольном возрасте. Дальнейшее становление партнерской педагогической позиции: формирование ядра позиции, осознание и приобретение целостности позиции происходит в течение профессионализации личности.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что партнерство является важной формой совместной деятельности ее субъектов. В основе модели партнерского взаимодействия лежит гуманистическая идея сотрудничества как совместной развивающей деятельности детей и взрослых, укрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов данной деятельности.
Образовательный процесс в данном случае осуществляется исходя из потребностей и интересов обеих сторон – учителя и учеников, поэтому модель взаимодействия, которая обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование и реализацию воспитанников и педагогов следует назвать дводоминантной (партнерской), указывая тем самым на ценностно-смысловое равенство ее участников. Соответственно, основой партнерского взаимодействия является педагогическое общение, от эффективности которого зависит не только успех в совместной деятельности учителя и учеников, но и их обоюдное личностное развитие.