Педагогический стиль общения воспитателя


Педагогический стиль общения воспитателя

Профессиональная деятельность наставника обязательно должна включать педагогическое общение. Педагогическое общение - это система взаимосвязи воспитателя с подопечными для:

  • оказания на них общепедагогического воздействия;
  • установления рационального педагогического контакта с подопечными
  • формирования личности воспитанников;
  • формирования благотворной психологической атмосферы.

Наставник старается, чтобы его педагогическое общение с воспитанниками обладало высокой результативностью, и содействовало их психологическому формированию и развитию. Формат педагогического общения учителя значительным образом зависит от определенных задач, которые он решает в ходе управления деятельностью подопечных.

Формат педагогического общения

Эффективная педагогическая взаимосвязь всецело зависит от учета наставником возрастной и индивидуальной специфики учащихся. Воспитатель выбирает разные формы общения для осуществления коммуникации с воспитанниками различных возрастных категорий и типолв характера. Особая теплота достается маленьким подопечным, педагог применяет ласковые формы взаимодействия, к которым дети привыкли в семейной обстановке. Заинтересованное и чуткое отношение проявляется воспитателем и к более старшим воспитанникам. Для того, чтобы создать оптимальную коммуникацию, воспитателю нужно обладать чувством юмора, уметь шутить, а в необходимых ситуациях общаться сухо и строго.

Содержательная наполненность общения педагога с разными воспитанниками отличается учетом их:

  • интересов;
  • качеств;
  • половой принадлежности;
  • специфики семейного окружения.

Прямое и косвенное воздействие

Взаимодействуя с воспитанниками, наставник применяет воздействие как прямое, так и косвенное. При прямом воздействии напрямую обращается к ребенку, что выражается в таких формах, как:

  • разъяснение;
  • наставление;
  • демонстрирование;
  • поощрение;
  • разрешение;
  • нарекание.

Косвенное воздействие осуществляется посредством иных субъектов через соответственное управление совместной деятельностью. Суть данного механизма воздействия заключается в том, что воспитатель не создает преград и не указывает нужное направление деятельности ученика, но он меняет ситуацию, ее условия так, что тот предпочитает такой формат действий, который желателен для педагога.

Эффективными в процессе работы с воспитанниками младшей и средней группы представляются косвенные воздействия при помощи игровой деятельности. Осуществляя общение посредством игры, воспитатель экономным способом, без давления, излишней морализации руководит действиями подопечных, развивает их, регулирует взаимодействие, разрешает конфликтные ситуации.

Оптимальное воспитательное воздействие

Эффективность педагогического взаимодействия зависит и от умения наставника применять сказочный жанр и образы искусства. Лучшим образом организованная педагогическая коммуникация способна создать положительную атмосферу для формирования и совершенствования творческих задатков учащихся. Установлено, что личностно-деловая коммуникация, удовлетворяющая потребность сотрудничать и сопереживать больше всего создает идеальный психологический климат в детских и школьных учреждениях.

Наставник руководит занятиями воспитанников, а формат воздействия на подопечного может быть различным. Выделяется демократическая и авторитарная форма управления. Плодотворность демократической и пагубность авторитарной коммуникации, недопустимые механизмы последней в деятельности с подопечными были обоснованы различными педагогами-теоретиками (Бодалев А. А., Левин К., Мухина В. С., Башлакова Л. Н.).

Давая характеристику наилучшему воспитательному взаимодействию с наставником, Леонтьев. подчеркивает, что оно подразумевает максимальное применение в учебной деятельности личных качеств педагога. Данные возможности предоставляет и образцовая педагогическая коммуникация наставника с воспитанниками. Таланты, кругозор, наклонности учителя отражаются в стилевой направленности его профессионального общения.

Стили педагогической деятельности

Существует множество стилей воспитательного функционирования наставников детского учреждения. Сейчас их активно исследуют. Можно отметить преимущество позитивной гармоничной стилевой коммуникации, когда положительное мотивирование сопровождается позитивным форматом взаимодействия с подопечным на высоком профессиональном уровне. Применение подобного стиля общения является важнейшим механизмом увеличения результативности воспитательной взаимосвязи.

В усовершенствовании воспитательной коммуникации, как и всего функционирования наставника, огромную роль играет психологическая атмосфера в педагогической команде детского учреждения.

Индифферентный стиль коммуникации. Наставники не оказывают четко выраженной направленности в управлении конкретного типа действий воспитанников. Наставник безучастно относится к подопечным, лишь формально исполняя свой функционал. Близкое контактирование с детьми происходит с большим трудом. Эффективности в воспитательном функционировании не достигают.

Игровой стиль взаимодействия. Воспитатель интересуется игровыми действиями ребенка, руководит игровым процессом. В собственной деятельности часто прибегают к игровому формату коммуникации. Применяют косвенные методики воздействования на детей. Достаточно хорошо чувствует воспитанников, учитывает их индивидуальную и возрастную специфику. Оценивая подопечного, делают упор на его поведение в ходе игровых действий, его умение налаживать контакты с другими детьми, учитывают успехи подопечного в смежных сферах деятельности.

Формально-прагматическая взаимосвязь. Наставник настойчив и ответственен в исполнении своего функционала, требователен в отношении воспитанника и родителей. В своем взаимодействии руководствуется формальными требованиями, не учитывает индивидуальные качества, ситуацию, ее своеобразность. У него отсутствует тактичность, деликатность, заинтересованность внутренним миром подопечных. В оценке воспитанников руководствуется четким исполнением режимных пунктов. Теплые взаимоотношения с детьми практически не происходят.

Дидактическая взаимосвязь. Наставники ориентированы на учебное функционирование. Способны продемонстрировать высокую и среднюю планку профессионализма в этом вопросе. Руководствуются деловой коммуникацией.

Художественный вид взаимосвязи. Наставники особо интересуются художественной деятельностью подопечных и ее управлению. Ребенок достигает высокого результата, обучаясь под руководством такого наставника. Применяют косвенные методики воздействия при помощи художественного слова, песен, загадок.

Замечание 1

Таким образом, педагоги сознательно ищут и накапливают механизмы и методы коммуникации, обеспечивающие оптимальный результат во взаимосвязи с воспитанниками, и соответствующие их индивидуальному стилю.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :