Стили и модели педагогического общения


Стили и модели педагогического общения

Стили педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это форма взаимодействия учителя и учеников в процессе получения образования.

Большинство ученых, психологов, социологов считают, что педагогическое общение – это все же профессиональный уровень общения, а не любительский, так как необходимо не только создать комфортную атмосферу в классе и передать детям знания и опыт.

С помощью общения педагог имеет связь с учениками, создает психологическую атмосферу, в рамках которой можно развиваться и усваивать учебный материал. У каждого педагога есть свой стиль общения с детьми, кто – то использует агрессию, кто-то добродушие, кто-то занимает нейтральную позицию, в любом случае педагог – это человек, который находит свои методы управления и воздействия на детей в вопросах образования и обучения.

Обычно в педагогическом стиле общения раскрываются:

  1. Особенности и возможности общения, на которые способен педагог. У каждого педагога они индивидуальны, надо заметить, что цель педагогического общения при этом у всех единая;
  2. По средствам педагогического общения, можно определить какая атмосфера царит на занятиях, также оценить уровень взаимодействия учителя и класса;
  3. Также стиль общения отражает и творческие возможности педагога, на что способен учитель, как человек, может ли он развиваться сам и развивать способности детей.

На сегодняшний день выделяют несколько основных стилей педагогического общения:

  • Авторитарный стиль общения. Педагоги, которые используют авторитарный стиль общения, чаще всего пытаются подчинить детей своей воли в рамках занятий и даже во время отдыха. Обычно такие учителя дают задания в приказном тоне, также педагоги сами решают кто и кем будет сидеть на занятиях и что делать, то есть не оставляют свободу выбора детям. Авторитарный стиль актуален для коррекционных групп детей, где есть проблемы с поведением, психикой. Надо заметить, что большая часть педагогов используют данный стиль общения и в обычных школах, считая его наиболее приемлемым и эффективным. Считается, что при авторитарном стиле общения у детей слабо развиваются творческие способности, логическое мышление, так как они плохо понимают цель заданий, и нет мотивирующего фактора, кроме как страха. Также педагог часто считает детей, не способными к саморазвитию и выполнению ответственных заданий, при этом авторитарный стиль не дает им понять, на что они действительно способны. Причем понять этого не может ни сам педагог, ни дети. Также при авторитарном стиле общения педагог считает себя единственно верным, то есть только он может устанавливать правила, а дети должны обязательно их выполнять. При этом, если дисциплина и правила поведения, общения вдруг будут нарушены, педагог обычно видит причину этого не в себе, а в детях, то есть сам учитель что-то упустил, следовательно, необходимо ужесточить правила обучения, чтобы дети не повторяли таких ошибок;
  • Попустительский стиль педагогического общения. Данный стиль общения подразумевает свободное, ненагруженное общение, которое возникает между учителем и учениками само собой. Также данный стиль обычно характеризуется тем, что педагог пускает на самотек весь образовательный процесс, особо не вмешивается в жизнедеятельность своих подопечных, считая это нормальным. Все это приводит к тому, что дети получают больше общения между собой, нежели с учителем, поэтому знания при таком общении очень низкие. Педагогическое общение должно направлять и давать необходимую информацию, если общение сведено к минимуму, то дети начинают занимать себя побочными делами, в ходе чего и теряется качество образования и воспитания. К сожалению, в современном образовании такой стиль педагогического общения считается наиболее распространенным;
  • Демократичный стиль педагогического общения. Демократичный стиль считается наиболее правильным, так как он находится посередине между авторитарным и попустительским. Демократичный стиль педагогического общения подразумевает построение диалога между учителем и группой учеников, при этом каждый в классе может высказать свое мнение относительно того или иного вопроса. Также преподаватель предпочитает в общении не ставить учеников ниже себя, давая им возможность логически думать, творить и т.д. Креатив и новые мысли ни в коем случае не отвергаются, педагог может лишь направить мысль и идею в нужное направление, давая понять ученикам, что ее можно улучшить. Учитель становится соратником, другом для детей, но в тоже время они прислушиваются к его мнению и уважают его. Часто при демократическом стиле общения учитель может рассуждать на занятиях не только об учебе, но и о личных проблемах своих учеников, создавая при этом дружескую и непринужденную обстановку.
Замечание 1

На сегодняшний день все стили педагогического общения активно используются в образовании, каждый педагог сам выбирает тот стиль, который для него наиболее комфортный.

Модели педагогического общения

Все перечисленные выше стили педагогического общения определяют модели педагогического общения:

  • Модель под названием «Монблан», считается диктаторской моделью педагогического общения. Такая модель не подразумевает общения между учителем и учениками, так как педагог счиает себя превыше всего и всех;
  • Модель под названием «Китайская стена». Данная модель, по сути, напоминает «Монблан», однако, небольшая обратная связь с обучающимися все же есть и возникает она чаще всего по непредвиденным причинам. Преподаватель в данном случае все же разрешает учащимся высказать свое мнение;
  • Модель под названием «Локатор». В данном случае педагог работает только с избранной частью обучающихся, считая их наиболее талантливыми или способными в отличие от остальных. То есть модель общения реализуется в отдельно взятом сегменте аудитории;
  • Модель под названием «Тетерев». Эмоциональная глухота – именно так можно охарактеризовать данную модель педагогического общения. То есть педагог ведет монолог, где реплики обучающихся не важны и не принимаются;
  • Модель под названием «Гамлет». Педагог в данной модели очень зависим от того, насколько он интересен аудитории, как она его воспринимает и ценит;
  • Модель под названием «Робот». Педагог использует четкую структуру общения и всегда ее придерживается;
  • Модель под названием «Я сам». В данной модели главное действующее лицо – педагог, только он может координировать процесс построения диалога;
  • Модель под названием «Союз», когда и педагог, и учащиеся ведут активный диалог на занятиях и слушают друг друга.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :