Средства дошкольной педагогики


Средства дошкольной педагогики

В современном образовательном пространстве, особенно детских образовательных учреждений, в которых все окружающее ребенка является средством развития и образования, именуемое образовательной средой, существует огромный выбор средств дошкольной педагогики. Рассмотрим некоторые из них.

Замечание 1

Средства дошкольной педагогики используются для различных возрастных групп.

Младший дошкольный возраст

В младшей, ясельной, группах используются средства народной педагогики: потешки, пестушки во время умывания, одевания, причёсывания, подъёма – эти приемы бодрят малышей. Пальчиковые игры помогают установить контакт с детьми. А сказки – передать социальный опыт правил поведения.

Для детей до 4-х лет некоторые опытные воспитатели рекомендуют кумулятивные (с многократными повторениями эпизодов и небольшой их вариацией) сказки.

Существует методика инсценировки сказок с учетом возрастных особенностей: например, вовремя закончить игру, позволить детям по окончании игры продолжить ее самостоятельно, дать развиваться событиям не по сценарию, вернуть в пространство сказки и т.д.

Особенностью этой методики является подход к инсценировке как игре, в которую играют дети, находясь в игровом и сюжетном пространстве сказки, при этом получая знания о сложных для детского понимания величинах: число, время и т.д.

Пример 1

В сказке вдруг оказывается, что время движется назад, дошколята задумываются, как быть: спешить на помощь или спасаться самим? Принимают решение помочь.

Колыбельные перед сном успокаивают. Вождение хороводов, подвижные игры помогают сплотиться, влиться в коллектив, способствуют социализации. Ритмичность фольклорных произведений облегчает привыкание, или адаптацию ребенка к ДОУ, когда ребёнок испытывает «тоску по дому», а также вовлекает в игровую сказочную деятельность.

Ведущим средством для младшего возраста может быть прогулка в различное время года, питая познавательный интерес малышей (наблюдения за изменениями вокруг: смена листвы, отлет птиц, снег, кормушки, таяние снега, почки, игры в песочнице).

Средний дошкольный возраст

Сказка является универсальным средством развития и образования. С ее помощью возможна организация игрового и познавательного пространства в группе. При этом воспитатель может выступать в роли психолога, вовремя позволяя осознать ребенку мотивацию поступков героев и собственных решений относительно происходящих событий.

Для детей среднего дошкольного возраста наиболее эффективно используются волшебные сказки. На их основе инсценировки позволяют развивать следующие умения: сенсорное развитие восприятия формы, поисковое мышление, счет, соотношение нарисованных значков, их смысла и выстраивание определённой логики.

Пример 2
  • Для того чтобы попасть в сказку, нужно подобрать ключ к определенному отверстию.
  • Чтобы попасть из одного царства в другое, измеряется пространство шагами или предметами.
  • Чтобы спасти Василису Прекрасную, читается письмо со знаками.

Знание числовых значений позволит выбраться из лабиринта. С помощью загадок-задач решаются социально-значимые действия: в результате решения появляется помощник и т.п.

Пример 3

Дошкольники средней группы в сказке с вопросом о времени догадываются, что нужно быстро все сделать, чтобы не уменьшиться и не пропасть, ведь если время движется назад, то и все предметы растут в обратную сторону.

Таким образом, для детей 5 лет сенситивным моментом будут средства, подготавливающие к чтению и счету.

Старший дошкольный возраст

Фантастические и реалистические сказки выступают в роли развивающе-познавательного средства для шестилеток.

Это могут быть сказки-былички, былины, трудовые сказки, а также волшебные сказки. В сказке для ребенка любое действие, функция, предмет, ранее обыденный, в игровой форме становится чем-то необыкновенным, чудесным, особо ценным.

В старшем дошкольном возрасте актуально усвоение нравственных норм поведения в современном обществе.

В связи с жестокостью, агрессивностью и равнодушием современных маленьких детей средства нравственного воспитания наиболее востребованы. В связи с этим некоторые исследователи предлагают объединить ранее имеющиеся в науке подходы: когнитивный (познание через мышление), эмоциональный (формирование через переживание) и деятельный (развитие через активное действие).

Согласно этим подходам можно выделить средства нравственного воспитания:

  1. Анализ действий героев, их поступков, мотивов.
  2. Освоение правил поведения и этикета.
  3. Оценка последствий тех или иных поступков.
  4. Разыгрывание этюдов для повышения самооценки.
  5. Инсценировки нравственных сюжетов для сопереживания и вживания в роль.
  6. Прослушивание музыкальных произведений для эмоционального переживания.
  7. Рисование эмоций.
  8. Творческий пересказ услышанного (прочитанного воспитателем) произведения литературы.
  9. Организация взаимодействия и взаимопомощи (помочь застегнуться, убрать за собой вещи и т.д.)
  10. Организация ситуаций по формированию адекватной самооценки, осознанию позитивных и негативных качеств (какой человек? За что его можно похвалить или поругать?).

Еще одним средством воспитательного воздействия можно назвать специально созданные ситуации:

  • Узнавание, закрепление и отработка новой информации о поведении с помощью имитационных игр,
  • Иллюстрация ситуации, коллизий, прогноза, оценки во время свободной деятельности и других мероприятий дня,
  • Реальная жизненная ситуация и ее решение.

Для старших дошкольников ведущим средством воспитания может быть литература, так как на ее основе ребенку проще понять причинно-следственные связи событий, мотивов, поступков героев. В то время как отдельные отрезки реальной действительности дошколенку еще сложно понять и охватить их шире.

Еще одним средством развития дошкольников являются экскурсии и походы.

Безусловно, традиционным средством дошкольной педагогики является рисунок. В старших группах они получаются наиболее насыщенными.

Таким образом, ведущими средствами дошкольной педагогики являются игра, инсценировки, анализ сказок и художественных произведений, призванные решать образовательно-развивающие познавательные универсальные учебные действия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :