Педагогика - это наука об обучении детей и их воспитании.
В Древней Греции педагогами являлись рабы, которые занимались сопровождением рабовладельческих детей в школу и обратно. В последующее время понимание педагогики было изменено. Педагогами стали называться лица, которые занимались работой по воспитанию, обучению подрастающих детей и имели для этого специализированную подготовку.
Специальной или коррекционной педагогикой именуют многоотраслевую науку, которая изучает психические и физиологические особенности формирования ребенка с ограниченными возможностями и занимается проблематикой их воспитания, обучения и коррекцией онтогенетических недостатков.
Специальная педагогика является научной основой работы специализированных образовательных коррекционных школ и дошкольных организаций, класса коррекции, логопедического пункта, специализированных групп дошкольного развития при массовой школе и детских дошкольных организаций, занимающихся как общими педагогическими задачами (развитие и воспитание индивидуумов, обучения, профориентации), так и других задач, таких как:
Специальная педагогика связана с рядом смежных наук: психолого-педагогических и медицинских. В первую очередь это педагогическая психология, потому как без знаний закономерности человеческой психики и психического формирования в норме нельзя выработать научные системы обучения и воспитания нетипичного ребенка.
Согласно статистике, в РФ на нынешний день имеется более двух миллионов детей с физическим и интеллектуальным недостатком, это составляет практически 5% детского населения. К главным видам патологий относят психическое заболевание (30%), неврологическое (20%), поражение органов слуха и зрения (17% и 18% соответственно).
Для детей с такими заболеваниями основана сеть специализированных образовательных коррекционных организаций. В них осуществляется множество педагогических технологий, направленных на исправления, ослабления или замещения недостатка психофизического формирования с помощью средств образования. Сфера применения данных технологий, которые ориентированы на учет специфик индивидуального формирования нетипичных детей в процессах его обучений и воспитания именуется коррекционной педагогикой.
Субъектам специальной педагогики являются люди с ОВЗ, которые имеют особенные образовательные потребности.
Объекты специальной педагогики — специальные образования лиц с особенными образовательными потребностями (в качестве социокультурных, педагогических феноменов).
Предмет специальной педагогики — это процессы воспитания и обучения ребенка с отставанием в развитии.
Общими целями специальной педагогики являются:
Специфические цели специальной педагогики:
Конечной целью специальной педагогики является достижение предельно возможной независимости и самостоятельной жизни как высокого качества социализаций и предпосылок для самореализаций.
Задачами специальной педагогики являются:
Специальная дошкольная педагогика - один из разделов педагогической науки. Как известно, именно в детстве происходят выявления разного рода недостатков. Благодаря своевременным обнаружениям и сопровождениям дошкольников с аномальными отклонениями, их адаптация в обществе осуществляется намного легче. В этом случае, им оказывается конкретная помощь и устанавливаются методы компенсаторного лечения.
В России имеется несколько типов и видов образовательных организаций. Ими являются специализированные учебные учреждений, классы, группы для слабослышащих, слабовидящих, а также для умственно отсталых, для лиц с задержкой психического развития, и для тех, кто имеет нарушение опорно-двигательного аппарата. Установление детей в учреждение такого типа происходит исключительно по решению ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Некоторые родители отказываются от предложенных учреждений, что совсем напрасно. В них детям оказывается комплексная помощь с учетами его возрастной и личностной особенности. Как правило, такие классы или группы укомплектованы малым количеством учеников и воспитанников. Это позволяет учесть специфики каждого и оказывать квалифицированную помощь и поддержку.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными сферами, такими как: философия, история, общая педагогика, социальная педагогика, психологические науки, в особенности со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками. Методы научного исследования в специальной педагогике – наблюдение, эксперименты, беседы, анкетирования, тестирования, также применяются методы исследования психолого-педагогических документаций, продуктов деятельности детей и др.
Специальная педагогика не исчерпывается работами с детьми. По прошествии времени они взрослеют, а проблемы остаются, пусть даже не такие глобальные, как были. Социализироваться и находить свою нишу в обществе им помогают навыки, которые были приобретены при помощи занятий с разными специалистами.