Этапы специальной педагогики


Этапы специальной педагогики

Начальный этапы специальной педагогики

Изучение истории становления и развития отдельных отраслей коррекционной педагогики и, в частности, специальной педагогики будущими специалистами в сфере работы с умственно отсталыми детьми является задачей самостоятельной учебной дисциплины соответствующей образовательно-профессиональной программы.

Замечание 1

Известный исследователь истории дефектологии в России, директор Института коррекционной педагогики РАО (Москва) М. М. Малофеев выделил пять этапов эволюции государственно-общественного отношения к лицам с отклонениями в развитии и их образования.

Анализируя первый этап (от агрессии и нетерпеливости к осознанию необходимости изучения особенностей инвалидов), он определяет, что знакомство с историей и культурой восточнославянских племен, Киевской Руси дает основания утверждать: славяне-язычники не проявляли агрессии или явной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того – относились к ним терпимо, сочувственно. Киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, ознакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию заботы о них на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды «благодейства». Законоуклад Киевской Руси определил количество лиц, нуждающихся в общественной помощи, а также отвечал за его обеспечение, в частности финансирование.

Второй период эволюции характеризовался переходом к осознанию возможности обучения глухих, слепых детей, открытием первых спецшкол для них и продолжался в Российской империи в начале XIX века.

Специальная педагогика в советское время

Для российской специальной педагогики важными признаками указанного периода были, прежде всего, такие реалии:

  • принятие государственных актов относительно обязательного обучения умственно отсталых детей и возложение обязанностей по этому делу на соответствующие учреждения исполнительной власти. В этом отношении следует упомянуть первые в России правительственные акты: Декрет от 25 января 1919 г. «О передаче всех учебных заведений в распоряжение отдела образования»;
  • Постановление СНК России от 10 декабря 1919 г. «О согласовании функций народных комиссариатов образования и здравоохранения в деле воспитания и здравоохранения дефективных детей», согласно которому все дети с существенными недостатками развития и поведения (дефективные) должны воспитываться в специальных заведениях народного комиссариата просвещения;
  • Постановление СНК России от 24 сентября 1929 г. «О мерах по улучшению работы в деле воспитания и обучения дефективных детей и подростков», которое реорганизовало детские дома для указанной категории детей в школы-интернаты, а в дополнение к нему впоследствии (январь 1930 г.) был принят устав, который определял тип заведений для дефективных детей и глухих, слепых, калек, умственно отсталых; условия приема в них, характер педагогической работы;
  • деятельность в 20-30 годы XX в. в лечебно-педагогических кабинетов по работе с умственно отсталыми детьми, которые выполняли, в частности, систему важных функций – диагностических, консультативных, организационных, просветительских;
  • дальнейшая дифференциация категорий детей с нарушениями интеллектуального развития и создание условий для их дифференцированного образования (специальные классы, отделения, школы для глубоко умственно отсталых, детей с задержкой психического развития, детей, у которых умственная отсталость сочетается с пороками сенсорного, зрительного, слухового развития, речи, опорно-двигательного аппарата, специальные группы при профессионально-технических училищах, специальные дошкольные учреждения и т.п.);
  • появление первых специальных учебников для вспомогательных школ и развитие обеспечения последних учебной литературой;
  • положительная динамика процесса совершенствования содержания и сроков образования умственно отсталых детей со все большим и большим учетом специфики их развития и перспектив социальной адаптации;
  • создание первых факультетов высших учебных заведений для подготовки олигофренопедагогов, дальнейшее развитие системы высшего дефектологического образования для кадрового обеспечения работ с умственно отсталыми детьми, появление новых специализаций для олигофренопедагогов (учитель трудового обучения, воспитатель специальных дошкольных учреждений, логопед вспомогательной школы);
  • появление первых обобщающих пособий по специальной педагогике;
  • бурное развитие, начиная с 60-х годов XX в., научных исследований проблем изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей, завоевание российской олигофренопедагогикой передовых позиций на пространстве бывшего Советского Союза и в Европе.

Последний факт заслуживает специального внимания, и мы его связываем, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Именно в этот период (конец 50 - начало 60-х годов) по существу было реабилитировано имя великого психолога, педагога и дефектолога Л. С. Выготского, работы которого были с середины 30-х до начала 60-х годов практически изъяты из научного оборота в результате государственно-партийного шельмования в тогдашнем СССР педологии, к деятелям которой был отнесен и Лев Семенович (уже после своей смерти в 1934 году).

Заканчивая краткий обзор развития российской специальной педагогики с 20-х до начала 90-х годов XX в., то есть в IV периоде эволюции систем специального образования, отметим, что в конце указанного периода была защищена вторая для России (автором первой был И. Г. Еременко) докторская диссертация по проблемам коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей (В. М. Синев «Коррекция интеллектуальных недостатков у учащихся вспомогательной школы» 1988 г.).

Современное развитие специальной педагогики

Замечание 2

Пятый период эволюции специального образования Н. Н. Малофеев определяет, как переходный от равных прав к равным возможностям, от институализации к интеграции. Началом этого периода для европейских стран было принятие в 70-е года деклараций ООН «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц».

Первые шаги в реализации социальных и психолого-педагогических задач этого этапа в отношении лиц с отсталостью приходятся в нашей стране на 90-е годы XX в.

Реальность таких шагов российской специальной педагогики на пути к лучшим мировым стандартам социализации лиц с умственной отсталостью подтверждается рядом фактов:

  • Во-первых, на 90-е годы XX в. – начале XXI в. приходится бурный рост сети реабилитационных центров, в которых умственно отсталым лицам и их семьям предоставляется соответствующая комплексная, в том числе и педагогическая помощь.
  • Во-вторых, активизируются научные исследования и расширяется практика интегрированного обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных массовых школах.
  • В-третьих, в России создаются и активно работают общественные негосударственные организации, которые направляют усилия на мобилизацию различных учреждений и ведомств, координацию их деятельности по решению правовых, социальных, медицинских, педагогических проблем работы с умственно отсталыми лицами.
  • В-четвертых, укрепляется и последовательно качественно совершенствуется потенциал кадрового обеспечения работы с умственно отсталыми лицами.
  • В-пятых, все больше и больше растет внимание к проблеме наиболее ранней диагностики и обеспечения своевременной комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в умственном развитии ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :