Ученые специальной педагогики


Ученые специальной педагогики

Зарубежные исследователи специальной педагогики

Историко-педагогический анализ развития специального обучения на рубеже ХIХ и ХХ веков свидетельствует, что ему присуще значительное внимание к проблемам школьного обучения умственно отсталых детей. Стало совершенно очевидно, что наряду с клиническими и психолого-педагогическими исследованиями глубоко умственно отсталых детей, находящихся в специальных домах, общество должно обратить свои взгляды и на школьное обучение детей с легкой степенью олигофрении.

Как уже отмечалось, весомым толчком для развития вспомогательного обучения стало введение в этот исторический период обязательного начального обучения, повлекшее выявления значительного количества учеников массовых школ, которые были не готовы к обучению по программам этих школ. Все это привело к проведению дифференцировки учеников на основе учета их познавательных возможностей, что, собственно, и обусловило определенный рост количества вспомогательных школ и отдельных классов при массовых школах.

Свидетельством укрепления этих прогрессивных позиций стала совместная научно-педагогическая деятельность директора лаборатории физиологической психологии Сорбонского университета Ж. Филиппа и главного врача Парижского медико-педагогического института П. Бонкур. В своих многочисленных совместных научных трудах эти ученые стремились показать единство педагогики и медицины в вопросах обучения и воспитания «ненормальных» детей.

Особый успех среди педагогов вспомогательных школ России имела их книга «Воспитание ненормальных детей» (1911 г.), в которой они раскрыли основы лекарственной педагогики. Среди целого ряда теоретико-методических находок этих авторов, прежде всего, нужно выделить их удачную попытку создать принципиально новую классификацию аномалий. Например, они принципиально НЕ согласились с Ж. Демор, который отнес «педагогически отсталых детей» к категории «психически ненормальных».

Замечание 1

Ученые справедливо заявляли, что именно от правильной классификации будет значительным образом зависеть правильный выбор соответствующих методов и средств педагогического воздействия на конкретного ребенка. Итак, по их убеждению, понятие «дебильность» недопустимо смешивать с понятиями «идиот» или «нормальный». Ж. Филипп и П. Бонкур считали, что некорректно сравнивать умственную отсталость с определенными соматическими болезнями.

Важным для современной теории и практики коррекционного обучения детей с особенностями умственного развития является изучение Ж. Филиппом и П. Бонкур неустойчивости и уязвимости нервной системы. В частности, достаточно значимыми являются их выводы о преодолении указанных признаков нервной системы путем введения рационального режима в вопросах физического воспитания ребенка.

Физическое воспитание П. Бонкуром и Ж. Филиппом рассматривалось залогом всего гармоничного развития человека. Гигиенический режим, гимнастика, игра, на их взгляд, являются ведущими методами физического воспитания. Особенно важным методическим достоянием в области физического воспитания детей в этих ученых стало их разработка и внедрение в повседневную педагогическую практику методических рекомендаций по организации занятий на основе соблюдения принципа индивидуального подхода.

Интересными и для сегодняшнего дня является их видение занятий ручного труда и рисования, которые тоже имели четкую коррекционную направленность. По утверждению Ф. М. Новика, указанные авторы указывали на двойную пользу этих занятий:

  • они воспитывают руки и глаза,
  • развивают способность к наблюдательности, к анализу, к сравнению форм, взаиморазмещения линий.

Кроме того, ученые аргументировали, что занятия по рисованию должны предшествовать лепке.

Особое значение для отечественной специальной педагогики имели исследования П. Бонкур и Ж. Филиппа по развитию психических познавательных процессов ребенка в условиях вспомогательной школы. Развитие мышления и других психических познавательных психических процессов рассматривались учеными как важнейшая задача коррекционного обучения в условиях вспомогательной школы. Так, например, главной задачей развития памяти умственно отсталых детей ученые считали развитие активного запоминания.

Заметной научной фигурой этого периода был французский ученый Альфред Бине (1857 - 1912), который имел существенное влияние на отечественную дефектологическую науку. Историко-педагогические источники конца 30-х гг. ХХ в. дают достаточно противоречивую оценку его научно-педагогической деятельности.

Альфред Бине

Рисунок 1. Альфред Бине

Скорее всего, это вызвано собственно политическими реалиями того времени, поскольку А. Бине был одним из основателей экспериментальных исследований в психолого-педагогической науке, которые стали со временем, вместе с научными трудами его современников, фундаментом новой сферы знаний о ребенке – педологии. Ученый выдвинул главный принцип работы вспомогательной школы – научить детей учиться, что сохраняет свою актуальность и сегодня.

Замечание 2

А. Бине всемерно пропагандировал идею подготовки умственно отсталого ребенка к жизни. Главным в этом процессе он видел не словесные методы воздействия на ребенка, а в первую очередь наглядность различных видов деятельности – предметная, изобразительная и др. При этом речь педагога, по утверждению ученого, должна выполнять разъяснительную роль, направленную на усиление действия наглядности в обучении. Все это должно вызывать рост активности ребенка.

Русские и советские педагоги специального воспитания

Личность ученого является основой для становления и развития любой сферы знаний. Именно такой, одной из центральных фигур отечественной дефектологической науки, была личность профессора Алексея Николаевича Граборова (1885 - 1949). А. Н. Граборову, одному из первых среди дефектологов царской России, удалось еще в 1915 году открыть в Петербурге вспомогательную школу для глубоко умственно отсталых детей.

А. Н. Граборов

Рисунок 2. А. Н. Граборов

В августе 1910 года на базе педологических курсов в Петербурге открылась Педологическая академия – учебное заведение гражданской инициативы. Среди многочисленной когорты педагогов академии необходимо прежде всего назвать И. П. Павлова, М. И. Караева, В. А. Вагнера и др. Одновременно с лекциями проводились практические занятия, лабораторные исследования, экскурсии, подготовки и обсуждения рефератов.

Особое значимая роль в становлении и развитии теоретических основ дефектологической науки и, в частности, специальной педагогики принадлежит Л. С. Выготскому. Первые научные дефектологические труда Л. С. Выготского увидели свет в 1924. Для специальной педагогики определяющую ценность имеют взгляды ученого на психическое развитие ребенка с нормальным интеллектом, которые заложили фундамент современной возрастной и педагогической психологии. Именно поэтому теория психического развития, разработанная этим исследователем, стала основой комплексного изучения детей с разнообразным спектром недостатков психического и физического развития.

Первые шаги в направлении организации работы педологических службы нашли полное понимание со стороны ведущих образовательных деятелей Советского Союза. В частности, особое одобрение выразили П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и др. Эти ученые видели в педологии залог комплексного досконального изучения ребенка, который обеспечит разработку и использование в педагогическом процессе оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания ученика с особыми потребностями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :