Специальная педагогика


Специальная педагогика

Понятие специальной педагогики

Замечание 1

Наукой называют систему о закономерностях, которые применимы к конкретной области знаний. Накопление законов и способов их передачи подрастающему поколению, обусловило возникновение науки о воспитании лиц разного возраста. Поэтому, педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений.

В системе педагогических наук выделяются следующие основные отрасли:

  • теория обучения,
  • теория воспитания,
  • методика обучения,
  • дошкольная педагогика,
  • специальная педагогика,
  • социальная педагогика и другие.

Специальная педагогика, будучи составляющей общей педагогики, в нашей стране называется также дефектологией, коррекционной педагогикой. Понятие дефектология центральное, разработку специальной педагогики сделал Л. С. Выготский.

Дефект от латинского слова «deficitio», что означает физический или психическое недостаток, изъян, аномалия, который нарушает ход нормального развития.

Итак, специальная педагогика (в нашей стране также дефектология, коррекционная педагогика) входит в научные разработки общей педагогики, являясь одной из ее отраслей. Предназначение специальной педагогики связано с применением теоретического и практического наследия для образования особых лиц, которые имеют психологические или физические отклонения, вследствие чего в рамках современной культуры с помощью общих педагогических методов и средств их обучение осложненно или невозможно.

Определение 1

В дефектологическом словаре коррекционная педагогика (дефектология) определяется как наука, занимающаяся изучением физиологических и психологических особенностей лиц, которые страдают различными недостатками, закономерностей их воспитания, образования и обучения.

Государственная классификация научных специальностей в России определяет специальную педагогику как отдельную отрасль наук педагогического цикла, включающую в себя ряд специальных ответвлений педагогического характера, которые изучают педагогические проблемы конкретных людей, имеющих отклонения.

Определение 2

Можно встретить и другое определение: коррекционной или специальной педагогикой называют многогранную область знаний, которая исследует психологические и физические дефекты в развитии людей с ограниченными возможностями, разрабатывает проблемный аспект их обучения и воспитания, создания комфортных условий и коррекционного эффекта недостатков онтогенетики.

Применение специальной педагогики

Благодаря научным разработкам специальная педагогика применяется в работе:

  1. специальной коррекционной школе;
  2. дошкольного учреждения;
  3. класса коррекции;
  4. логопедического пункта;
  5. специальной дошкольной группы при массовой школе и детском дошкольном учреждении.

Каждое из заданных учреждений занимается рассмотрением различных задач в сфере педагогики – начиная от всестороннего развития и гуманистического воспитания личности, заканчивая трудовым обучением, профориентацией). В поле внимания попадают и специфические проблемы – коррекционный аспект дефектов развития, обучение, воспитание, профилактика и лечение детей с особыми возможностями, помощь им в подготовке к будущей профессии, а также социокультурная адаптация.

Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека, который имеет проблемы с психическим и физическим здоровьем, где спектр образовательных проблем гораздо шире, нежели у человека с наклонностями к гениальности.

Специальная педагогика – это наука об особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, а именно: глухих, слабослышащих, глухих не с рождения, слабовидящих, слепых, логопатов с нарушениями умственного развития, двигательных функций, психического развития и других, а также о закономерностях их воспитания.

Предмет и задачи специальной педагогики

Замечание 2

Предметом коррекционной педагогики выступает теория и практика специального образования.

Он включает изучение:

  • особенностей развития,
  • физических и психических возможностей,
  • особенностей становления и социализации.

Эти знания необходимы для того, чтобы найти наиболее эффективные методы, средства и условия для обеспечения коррекции физических или психических недостатков, компенсации нарушений деятельности органов и систем и интеграции в обществе.

Ввиду того, что специальная педагогика считается одной из отраслей общей педагогики, в ее научном обороте присутствуют общепедагогические термины. Однако для специальной педагогики характерен и свой богатый тезаурус, отражающий ее отличительные черты от других отраслей педагогики.

Специальная педагогика имеет довольно много понятий, и, соответственно, терминов, для объяснения многих явлений. Из этого следует, что у специальной педагогики существует свой арсенал понятий, свои цели и задачи, принципы, методы, средства организация процесса специального образования, система технологий специального образования.

Физическое и психическое развитие детей с особенными возможностями превратилось в объект специальной педагогики, совокупность знаний которой долгое время накапливалась и развивалась в ходе реализации воспитательной и учебной деятельности. Сначала, не имея отдельной терминологии, использовалась общемедицинская, которая обозначала патологические анатомо-физиологические различия людей, которые имеют отклонения от людей, которые считаются умственно или физически полноценными. Следовательно, понятийный аппарат специальной педагогики включает этиологию и симптоматику возникновения физических и психических нарушений.

Постепенно накопленные знания закрепляются в терминологии особой отрасли педагогики. Это обусловлено осмыслением ряда используемых понятий, которые постепенно перестают вмещать новый опыт, увеличивается количество новых явлений, поэтому требуется изменение терминов, а это следует за обсуждением и договоренностью в научных кругах. Ведь специальная педагогика может вмещать те феномены и факты, которые уже получили свое обозначение в смежных науках или не являются адекватными для полноценного объяснения и дальнейшего использования.

Замечание 3

Задачей специальной педагогики является нахождение собственных педагогических терминов, способных продемонстрировать самостоятельность и особые черты отдельной отрасли педагогической науки.

Некоторые полагают, что вполне аргументированным будет тезис о том, что в области специальной педагогики, а также в смежных областях науки прослеживаются одни и те же термины. Это порождает многие проблемы. К примеру, употребление того или иного термина должно соответствовать проблемному контексту (то есть тому, к какой сфере данный неразрешенный вопрос принадлежит – к специальной педагогики, медицины, права, социологии и т.п.).

Говоря о современном состоянии специальной педагогики, важно отметить, что многие задумываются о названии данной отрасли педагогической науки. На протяжении множества лет в России в обиходе был термин «дефектология», обозначающий теоретическую и практическую части особого обучения лиц с отклонениями в развития. Параллельно с термином «дефектология» могли активно использоваться два синонима – «специальная педагогика» и «специальная психология». 



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :