Современные тенденции в образовании, реформы, переход на двухуровневую систему образования предполагают новые цели образования в вузе, что в свою очередь определяет выбор педагогической технологии обучения.
Современной целью образования в вузе является получение конкурентоспособного специалиста, обладающего набором знаний и навыков, способствующих решению профессиональных задач.
Понятие педагогической технологии в науке относительно новое и определено недостаточно четко.
Анализ различных подходов позволяет определить педагогическую технологию как систему действий преподавателя для решения образовательных и воспитательных задач.
Структура педагогической технологии:
Некоторые авторы выделяют три технологии формирования компетенций: модульная, кейсовая (метод заданий), социальная (метод взаимодействия).
Существует классификация технологий по конечному результату: иллюстративная, проблемная, развивающая, модульная.
Новейшие технологии можно классифицировать, как: интерактивные, дистанционные, инновационные.
Приведем еще 4 типа классификаций педагогических технологий:
Основными формами ведения занятий в вузе являются лекции и семинары. В соответствии с личностно-ориентированным подходом данные формы преобразуются новейшими педагогическими технологиями.
Так, в основе традиционной лекции были активная деятельность преподавателя и отражающая деятельность студента.
В современных условиях преподаватель организует лекционное занятие иначе, когда познавательная деятельность обучающихся становится активной.
Этому способствуют следующие формы лекций:
Так, обсуждая проблемы перевода с английского языка на русский язык произведения какого-либо конкретного автора, один преподаватель передаёт эстафету второму для рассказа о самом писателе и особенностях его творчества.
Семинары в традиционной форме проводятся в виде подготовленных докладов студентов, когда остальная группа пассивно слушает или задаёт вопросы.
Новейшие формы проведения семинаров:
Развитие ИКТ привело к активному использованию их в обучении.
Постепенное их внедрение в вузе показывает успешный опыт в различных формах обучения: очной, заочной, очно-заочной.
Основным преимуществом данной технологии является соответствие индивидуальному темпу усвоения материала студентом.
На интернет-площадке, чаще всего Moodle, создается несколько модулей: «Лекции», «Тесты», «Тетрадь», «Чат» и т.п.
Раз в неделю преподаватель выкладывает лекции, некоторые с эффектом опережения. Такая форма работы позволяет студенту возвращаться к лекциям и дополнительно их прорабатывать.
В тетради студент делает краткие конспекты лекций, выполняет задания, отвечает на вопросы, дает рефлексирующие ответы по усвоению лекционного материала.
Выполнение теста после каждой лекции фиксируется в системе: время, количество попыток, количество ошибок.
Все это позволяет преподавателю очно или в режиме чата акцентировать внимание на непонятых темах. Достоинством данной системы является ее прозрачность.
Чат может использоваться для онлайн-консультаций.
Таким образом, современные педагогические технологии в вузе ориентированы на современные требования к подходу в обучении, согласно Болонскому процессу, подразумевающему личностно-значимое обучение, деятельностный подход с формированием активной позиции,приверженность принципами непрерывного образования.