Педагогическая технология – это система психолого-педагогических установок, которыми определяется специальный набор и компоновка форм, способов, методов и приемов обучения, а также средств воспитания (то есть, она представляет собой организационно-методический инструментарий педагогического процесса).
В системе дошкольного образования любая современная образовательная технология направляется на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Принципиальное значение в педагогической технологии отводится позиции, занимаемой ребенком в воспитательно-образовательном процессе, а также отношению к ребенку со стороны взрослых. Взрослый, общаясь с детьми, должен придерживаться той точки зрения, что выполняя любое задание вместе с ребенком, он не просто находится рядом или выполняет направляющую функцию, а именно содействует становлению личности ребенка.
Структура образовательной технологии включает три части:
Иными словами, можно сделать вывод, что если какая-то система претендует на роль образовательной технологии, то ей необходимо соответствовать вышеперечисленным требованиям.
В перечень современных образовательных технологий в ДОУ включают:
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают ребенку возможность сохранять свое здоровье, формировать у него необходимый набор знаний, умений и навыков, касающихся здорового образа жизни.
Технология проектной деятельности позволяет развивать и обогащать социально-личностный опыт через включение воспитанников с область межличностных взаимодействий посредством экскурсионных, игровых, конструктивных и познавательных учебных проектов.
Технология исследовательской деятельности формирует у воспитанников ДОУ основные способности к исследовательскому мышлению, реализуется посредством опытов, экспериментов, наблюдений, дидактических обучающих игр.
Информационно-коммуникационные технологии. Современные дети развиваются и растут в мире, который существенно отличается от мира, в котором воспитывались его родители. Сейчас активно используются современные информационные технологии, такие как компьютер, планшет, интерактивная доска и пр.
Личностно-ориентированные технологии. Ядром системы образования в дошкольном образовательном учреждении становится детская личность, а также процесс обеспечения для нее максимально комфортных условий существования, как в семье, так и в ДОУ, а также создание бесконфликтной и безопасной среды для становления ребенка, реализация имеющегося у него природного потенциала.
Технология портфолио дошкольников и воспитателей. Портфолио представляет собой копилку личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, а также в портфолио отмечаются успехи, положительные эмоции ребенка, он имеет возможность повторно испытать приятные моменты своей жизни. То есть портфолио является неким маршрутом развития ребенка.
Функции портфолио:
Игровые технологии – выстраиваются в качестве целостного образования, охватывающего определенную сферу учебного процесса и объединенное общим содержанием, персонажем и сюжетом. В них последовательно включаются:
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), созданная ученым-изобретателем Альтшуллером Т.С.
Воспитатели используют нетрадиционные формы работы, помещающие ребенка в позицию думающего человека. ТРИЗ-технология, адаптированная для дошкольного возраста, позволяет воспитать и обучить ребенка, используя девиз «Творчество во всем». Дошкольный период детства – уникальный, в связи с тем, что как ребенок сформируется, такой и будет вся его дальнейшая жизнь. Именно поэтому крайне важно не пропустить этот период в раскрытии творческого потенциала каждой детской личности.
Цель использования данной технологии – развить гибкость, подвижность, системность и диалектичность; поисковую активность, стремление к новизне, речь и творческое воображение. То есть ребенку прививается радость творческого открытия.
Основным критерием в работе с детьми является доходчивость и простота подачи материала при формулировке сложной, на первый взгляд, задачи.
Только после того, как ребенок поймет, что именно от него хочет взрослый, можно переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих устойчивые ассоциации.
Технологический подход, то есть использование новых педагогических технологий, гарантирует новые достижения дошкольников, а в дальнейшем гарантирует успешное обучение детей в школе.