Определение 1
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, признающая учащегося в качестве равноправного, сознательного субъекта учебно - воспитательного процесса и направленная на максимальную самореализацию личности с учетом его возможностей и интересов
Характерные системообразующие признаки гуманистической педагогики
В современном мире в обществе настойчиво ставится вопрос о смене парадигм. В качестве ключевых ценностей цивилизованного развития общества рассматриваются не материальные ценности, а человек, его внутренний мир, индивидуальность и его устремления. Современные государства связывают свое развитие с наличием и развитием человеческого ресурса, потенциалом живущих в нем людей. Идея нового образованного, развитого человека, способного к творческому освоению мира и при этом удовлетворенного жизнью, как подлинного капитала нации - находит все большую поддержку в педагогической науке. Гуманистическая педагогика интенсивно развивается, изучая возможные пути воспитания целостной личности.
Различаясь подходами, теоретические концепции гуманистической педагогики сохраняют общие системообразующие признаки:
- Провозглашение решающей роли образования
- Переоценка приоритетов образования с накопления знаний в сторону развития различных сфер личности: интеллекта, творческого мышления, устойчивой психики, здоровья, нравственного потенциала и др.
- Учет индивидуальных возможностей личности
- Фокус внимания направлен на формирование сознательной, критически мыслящей и действующей личности, способной делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
- Переориентация традиционной системы учебного процесса на личностно-ориентированную модель Структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами.
Влияние внешних факторов на развитие гуманистической педагогики
Возникновение гуманистической направленности и развитие гуманистических идей детерминированы многими факторами:
- социально-экономических процессами в обществе и переломными историческими моментами,
- противоречиями между традиционными взглядами на воспитание и запросами времени
- противоречиями в действующей морали и общественном сознании, конфликтами направлений, взглядов в социуме, культуре, образовании;
- объективной потребностью общества в выражении и распространении гуманистических идей, с одной стороны, и, с другой- субъективной готовностью людей к их восприятию.
Этапы развития гуманистических идей
XI—XIII вв— предпосылки к появлению гуманистических идей, специфический характер которых был связан с патриархальными традициями
XIV—XVIII вв.: гуманистические идеи, доминирующая основа которых задана религиозной моралью и государственной идеологией
— зарождение гуманистической традиции, основанной на идеях демократии, народности.
XX в. — осмысление гуманистических идей, становление гуманистической педагогики, появления множества теоретических концепций
Начало XXI в. – утверждение гуманистических идей как ведущих в образовательной парадигме, дальнейшая демократизация идей в различных формах
Особенности развития гуманистической педагогики в России
Становление и развитие гуманистической педагогики носит синусоидальный характер и развитие образовательных парадигм идет от доминирования традиционно – авторитарной модели педагогики в разных ее разновидностях до гуманистической модели педагогики
В истории развития России наблюдались следующие периоды:
- середина XIX в. - развитие абстрактного гуманизма, появление идей свободного воспитания; утверждения демократических идей в образовании
- конец XIX в. – начало XX в. - утверждение идей свободного воспитания, зарождение социального гуманизма; ориентация на создание национальной школы и взаимосвязь национального и социального воспитания
- с 20-х гг. XX в. - развитие социального гуманизма, возникновение педологии, изучающей в комплексе психологический, педагогический, физиологический аспекты, развитие концепций коллективного воспитания; появление гуманистической системы воспитания А. С. Макаренко
- для середины XX в. – в целом характерно доминирование традиционно – авторитарной модели педагогики, личность рассматривалась только в системе общественно - политических приоритетов. Общественно - политическая оттепель в СССР 60-х годов способствовала появлению новых гуманистических педагогических концепций, направленных на развитие личностного духовного потенциала
- с 80-х гг. XX в. - происходит смена ценностных ориентаций в образовании, вновь возрождаются гуманистические традиции, нашедшие выражение в различных направлениях гуманистической педагогики. Особое значение на этом этапе приобрела творческая деятельность учителей, объединившихся на основах «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.).
- С 90-х годов интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, утверждающую ценность личности ребенка и отвергающую авторитарно-императивный подход к нему.
Замечание 1
В настоящее время, несмотря на широкое распространение гуманистических теорий, массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы и гуманистических традиции носят неустойчивый характер. Российское образование интенсивно ищет новые пути развития, обеспечивающее его ориентацию на гуманистическое мировоззрение.