Современные системы воспитания


Современные системы воспитания

Замечание 1

Воспитательный процесс ребенка является целенаправленной деятельностью, при помощи которой у него вырабатывается убеждения, взгляды, система личностных качеств.

В настоящий момент функционирует множество воспитательных систем, написано огромное количество научных педагогических трудов. Каждая из них имеет как свои недостатки, так и преимущества. Безусловно, большинством родителей ребенок воспитывается без оглядки на какую-либо систему. Тем не менее популярность получили современные воспитательные системы ребенка, имеющие свою методику и принципы.

Воспитательная система вальдорфских школ

Воспитательная система вальдорфских школ является достаточно популярной. Основал такую воспитательную методику Рудольф Штайнер. Согласно такой воспитательной системе, личность ребенка формируется в гармонии с его психическим и физическим развитием, с окружающей действительностью и природной средой. В своем главном труде "Курс народной педагогики" Штайнер утверждал: школьное учреждение должно быть построено на глубоком знании личности, а целью такой школы должно быть формирование гуманного человека. Такая воспитательная система должна эмоционально и эстетически развивать личность.

Вальдорфская воспитательная система развивает душу, дух, тело человека. Она основывается на принципе свободы. Но свобода идет рука об руку с ответственностью. Такая школа является социальным организмом нового типа, союзом свободных личностей, она не зависит ни от каких организаций. Директора нет в этом школьном учреждении. Родители решают важные вопросы, они же и инициаторы открытия любого школьного учреждения. Вальдорфская школа не обладает общими методиками, точными учебными планами, учебниками. Преподаватели самостоятельно выбирают:

  • содержание;
  • формы;
  • методы образовательной деятельности.

Основой преподавания являются фольклорные жанры, религиозная тематика, разные ремесла, музыка, изобразительные виды искусства, театральные постановки, обучение иностранным языкам, потому как окружают человека культурные явления, они и есть стержень личностного развития. Главные методы преподавания - экскурсии, диалоги, рассказы, беседы. Отсутствует система оценивания.

Система воспитания школы глобального образования

Разработанные модели глобального образовательного процесса - это модели Боткина и Хенви, дополняющие и взаимодействующие друг с другом. Они являются сочетанием локального и общечеловеческого. Мир рассматривается для них под призмой единого целого, огромной глобальной общины, существующей как система взаимосвязей. Для достижения сотрудничества, диалога, сопереживания, взаимопонимания, умения находить общий язык с людьми необходимо иметь специальную учебную программу и учебный план. Учебный план начальной и средней школы совершенно различается, но в то же время дополняет и взаимодействует друг с другом.

Начальная школа развивает концептуальные основы и базисные умения и навыки. Это умение получить и переработать информационные сведения, разрешать разные проблемы, мыслить критически, принимать активное участие в жизни общества.

Средняя школа формирует мировоззрение, которое широко воспринимает мир, совершенствует и специализирует базисные умения и навыки. Такой воспитательной системой предлагается глобально-ориентированное направление специализации, которое не замыкалось бы в рамках одной изолированной дисциплины:

  • обучение иностранным языкам;
  • современным системам и технологиям;
  • страноведению;
  • различным культурам;
  • культурологии.

Система воспитания "справедливого общества"

Такая система воспитания возникла в Соединенных Штатах Америки в шестидесятые годы двадцатого столетия. Фундаментом этой системы являются идеи и взгляды Кольберга, они рассматривают воспитательный процесс как продвижение человека от низшего к более высшему моральному развитию. Теория Кольберга основывается на следующих идеях: нравственное формирование и развитие человека зависимо от умственного, и постепенно идет по восходящей системе. Взаимоотношения преподавателя и воспитанника носит демократический характер, дети систематически включаются в нравственное анализирование своих и чужих действий.

"Справедливое сообщество" - это небольшое объединение преподавателей и обучающихся внутри обычного традиционного школьного учреждения. Нравственное сотрудничество является фундаментом такой воспитательной системы. И преподаватель, и ученик в этой системе находятся на одной равной ступени и имеют равный голос в решении основных задач. Осуществляют организационную деятельность органы, выбранные при помощи демократического способа. Такое сообщество основывается на собственном кодексе поведения, базируется который на принципах справедливости и заботы.

Замечание 2

"Справедливое сообщество" улучшает моральный климат школьного учреждения, администрация, педагоги и учащиеся равно создают правила, нормы поведения, определяют формы поощрения и наказания.

Особенности системы воспитания общей заботы

Идею общей заботы выдвинул ленинградский ученый Иванов в начале шестидесятых годов двадцатого столетия. Фундаментом системы воспитания общей заботы являются такие положения:

  • деятельность воспитанников и педагогов социально направленная;
  • дети и взрослые сотрудничают;
  • деятельности присущи черты романтизма и многоролевой характер;
  • творческая направленность.

Взгляды общей заботы перекликаются со взглядами Кольберга. Метод коллективного воспитательного процесса строился как чисто воспитательный, вне учебной деятельности. Коллективные творческие дела лежат в основе системы воспитания общей заботы. Коллективная творческая работа состоит из нескольких этапов: предварительная деятельность педагогов, коллективный метод планирования, коллективный метод подготовки, проведение мероприятия, совместное подведение итогов, ближайшие последствия.

Самоуправлением и соуправлением отличается воспитательная система общей заботы. Она использует разную методику, формы, приемы воспитательного и обучающего процесса: это и творческие занятия, и КВН, что помогает обучающимся реализовывать разные способности. В то же время творческие способности преподавателей постоянно совершенствуются, расширяется их общий культурный кругозор.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :