Школьная педагогическая система является целенаправленной, самоорганизующейся системой, чья основная цель состоит во включении подрастающего поколения в общественную жизнь, его формирование и развитие как творческой, активной личности, осваивающей социальную и общественную культуру.
Эта цель получает реализацию на каждом этапе деятельности школьной педагогической системы, ее дидактических и воспитательных подсистемах, в сфере свободного и профессионального взаимодействия всех субъектов образовательного функционирования.
Аксиологической основой школьной педагогической системы является теоретическое положение, включающее:
Теоретическое положение может быть реализовано тремя взаимопроникающими, взаимозависимыми подсистемами: системой общения, дидактической, воспитательной, развиваясь, они влияют на теоретическое положение. Педагогическим общением как способом взаимодействия преподавателей и учеников объединяется вся школьная педагогическая система. Подобная роль общения в школьной педагогической системе обусловлена тем, что ее результативность зависима от отношений, складывающихся между детьми и взрослыми (сотрудничество и гуманизм, забота и доверие, внимательное отношение к каждому) в ходе совместного функционирования.
Для школьной педагогической системы характерным выступает наличие отношений и взаимосвязей между образующими ее звеньями (структурная организация), и единство с окружающим миром, во взаимодействии с которым система представляется целостной. Подсистема воспитательной деятельности тесно взаимодействует с макросредой и микросредой. Микросредой является среда, которая осваивается школьным учреждением (населенные пункты, микрорайоны), а макросредой - в целом общество. школьная воспитательная система влияет на окружающий мир. Таким образом, школьное учреждение - это реальный воспитательный центр.
Школьная система воспитания является:
Система воспитания представляется сложным социальным психолого-педагогическим образованием, неравнозначным, саморегулируемым и управляемым. Она способна охватить всю педагогическую деятельность, интегрирует внеучебный процесс, разное общение.
Элементы созданной системы стремятся быть целостными и упорядоченными. Следовательно, развитие воспитательной системы - это интеграционный процесс. Но здесь процесс интеграции может существовать с дезинтеграцией, так как растет независимость различных звеньев системы и между ними нарушается взаимодействие. Разрешить такое противоречие интеграционного и дезинтеграционного процесса выступит в роли движущей силы формирования и развития системы воспитания.
Процесс интеграции выражается в сплоченности коллектива, в стандартизации условий и ситуаций, создании устойчивых личностных взаимоотношений, преобразовании материальных звеньев системы. Процесс дезинтеграции нарушает стабильность, нарастают индивидуальные и групповые различия, проявляются ситуации, которые не соответствуют общепринятым ценностям и нормам, разрушаются материальные элементы системы.
В разном периоде развития системы воспитания положительную роль играет и интеграционный, и дезинтеграционный процесс. Например, период становления системы отличается созданием стабильной среды личностного развития, усваиваются общепринятые нормы поведения, способы деятельности и стили общения, что выступает как своеобразное средство социальной поддержки. В этом проявляется заслуга интеграционного процесса. В то же время другой период характерен излишней упорядоченностью, что сдерживает личностную активность, ее возможность для самоопределения, развития творческого индивидуализма. В данном случае элемент стихийности сможет обеспечить обновление и свободный выбор.
Школьная воспитательная система в своем развитии проходит четыре основных периода: